Сегодня было бы 97 лет Роберту Бернарду Олтмену.
Скажите, кто это вообще?
С чего это вдруг вспомнили о нём?
Он один из, а может и единственный в Америке, обладатель наград фестивалей Золотая пальмовая ветвь, Золотого медведя и льва, как бы сейчас сказали комбо наград.
Он был много раз номинантом на премию Оскар за режиссуру. В те времена, когда Оскар был независим от мнений. Если это вас не впечатлило.
Его высказывание, хорошо его характеризует:
Я не думаю, что на свете есть режиссер или кто-либо еще, кто испытал бы лучшую встряску, чем я. Я никогда не был без проекта, и это всегда был проект по моему собственному выбору. Так что я не знаю, насколько лучше это может быть. Я не стал магнатом, я не строю замков, и у меня нет огромного личного состояния, но я смог сделать то, что хотел, и я делал это много раз.
Это культовый в своё время режиссер, который получил статус анти-голливудский формат, он бросил вызов, и в стиле сатиры преподносил зрителям актуальные темы.
Начнём знакомство.
Родился 20 февраля 1925 году в Канзас-Сити. Отслужил в ВВС, во время Второй мировой войны летал на бомбардировщике.
Первая его работа, это сценарий картины Телохранитель 1948 года, в стиле нуар (сейчас бы сказали циничный пессимизм).
Вот он успех, он сразу хватается за это и переезжает в Нью-Йорк, но пока только пишет.
В 1950 году вернулся домой и снимает короткометражки, по заказу корпорации Calvin.
Через 5 лет пробует снять по своему сценарию фильм Правонарушители (Преступники) выходит картина в 1957 году.
История любви не подходящих, по мнению родителей, молодых людей Дженис и Скотти.
Фильм был принят холодно, и Роберт поступил разумно, сделал перерыв. Но не остановился снимать, просто стал телережиссером.
У него был не простой характер, в плане того, что он не прогибался, не принимал условия, предлагаемые ему, например, он не стал укорачивать ленту Обратный отчёт космических путешествий.
Наступил 1969 год и выходит его фильм Тот холодный день в парке, психологический триллер.
Фрэнсис Остин увидев молодого парня, сидящего под дождем в парке, приглашает его к себе. Он принимает ванну, ест, а на следующий день ему покупает одежду.
Сюжет не сильно замысловатый, да и для насытившегося современного зрителя не будет восприниматься как триллер.
Фильм не принесет долгожданной славы, но она не за горами.
Чёрная комедия в 1970 год Военно-полевой госпиталь, принесла ему славу и успех, а также Золотую ветвь и 6 номинаций Оскара.
Яркий стеб на военную тематику, фильм назвали антивоенный и антиавторитарный.
В основе сюжета жизнь полевого госпиталя в условиях войны. Не просто спасение жизни, но и неподчинение, отсутствие запретов.
Надо помнить, перед началом просмотра, что снят он в другое время, что может быть не понят современным зрителем.
Оценят его работы те, кто любит не формат, кто за новое видение жанров в кино, за хулиганство, за сатиру и обдуманный просмотр.
Вот он успех, сразу обратили на него внимание крупные студии, предлагали проекты, что же сделал наш герой?
Олтмен их отверг и создал в 1970 году компанию Lion’s Gate Films, чтобы снимать свое кино, независимо.
Что ещё раз подтверждает наличие у него сильного характера, его желании делать то, что ему нравится, не подстраиваясь под магнатов.
Работ у него не мало, захватим те, что оставили след.
Маккейб и миссис Миллер, 1971 год.
Это вестерн, но зная Олтмена всё не так просто. Он конечно же похулиганил, он стал анти-вестерн, пересмотрел штампы этого жанра.
Чтоб не портить впечатление от просмотра, скажу, например, вместо перестрелки, как бывает в классических вариантах вестернов, здесь подобие пряток, чтоб по подленькому выстрелить в спину.
Оценили этот фильм не сразу, это же не формат, а его сложно популяризировать.
Долгое прощание, 1973 год.
Жанр киноленты - детектив, режиссер принесет в этот жанр своё, считается картина вернула эпоху нуара.
В основе сюжета порядочный детектив, попавший в переплет эгоистичного мира, где твоя жизнь выбрасывается на раз два и понятия верности и дружбы не имеют смысла.
Как сказал сам Роберт при работе над картиной: «существует реальный мир, и это мир насилия».
Воры как мы, 1974 год.
События происходят в США 30х годов. Двое преступников сбегают с тюрьмы, присоединяются к третьему. Готовят снова грабят банки.
Фильм грустный и забавный одновременно, вскоре вы заметите как сопереживаете героям, хотя они и воры.
Нэшвилл, 1975 год.
Смотрите не запутайтесь, здесь нет главного героя, то есть их много и много сюжетов, образуют многослойность, при этом поднимая социально-политические проблемы страны и готовность людей погрузиться в эпоху развлечения и музыки кантри.
Фанаты данного стиля высоко оценят и узнают образы многих знаменитых исполнителей данного стиля.
Три женщины, 1977 год.
Сюжет Олтмен взял из собственного сна, сценария еще не было, а решение снимать было.
Пинки робкая и неуклюжая молодая женщина, начинает работать в санатории, знакомится с общительной Милли. Они становятся соседями по комнате. Позже появятся владельцы, в лице Эдгара Харта и его беременной жены Вилли.
После этого фильма Роберт будет пробовать себя в разных жанрах, его труды не понимают.
В 1980 году после провала музыкальной комедии Попай, он продает студию.
В 90ые врывается снова, сняв биографический фильм Винсент и Тео.
Рассказывает о взаимоотношениях двух братьев (Винсент ван Гог и Тео).
В 1992 году выходит Игрок.
Картина сатира на Голливуд, состав актёров оказался звездным.
В 1993 год – Короткие истории.
Фильм был удостоен «Золотого льва».
Снова в фильме множество героев и сюжетов, а в целом получается модель поведения общества того времени, так сказать портрет США.
Высокая мода - 1994 год.
Скандальный фильм, повлекший судебные разбирательства, рассказывает о мире высокой моды.
Здесь так же будут фишки Олтмена в виде разрушения стандартного понимания жанра, множество персонажей и запутанный сюжет.
Госфорд-парк – 2001 год.
Фильм собрал звезд, получил Оскар.
Это детектив, рассказывает о жизни английских аристократов и прислуги предвоенного периода.
Был еще и фильм Доктор «Т» и его женщины (2000 г.) с Ричардом Гиром, но обсуждать его нет смысла, но при этом зрители оценили его, хотя и заметили, что фильм слабый.
Труппа – 2003 год.
Где под раздачу попал классический балет.
Последняя его работа была фильм Компаньоны – 2006 год.
Есть информация что заканчивал её его ученик Пол Томас Андерсон.
Он преподносил актуальные темы в сатирической форме, было много психологического, не всякому понятного.
Его не любили крупные компании, не смогли оценить его труд, у него был не сгибаемый стержень, но актеры любили его, он давал им возможность импровизировать.
Пример человека, который делает то что хочет, не гонясь за славой, рейтингом.
А вы бы были такими же стойкими?
Делитесь своим мнением в комментариях, знали ли вы этого режиссера, видели его работы.
Подписывайтесь на канал и создавайте в своём вигвамчике приятную атмосферу.
#биография знаменитостей #олтмен #критика кино #военно-полевой госпиталь #нэшвилл #винсен и тео #игрок #короткие истории #высокая мода #госфорд-парк