Приветствую, друзья!
Сегодня, 20 февраля 2022-го, каналу исполняется ровно год. За это время было опубликовано множество статей, но не все принесли должный эффект. Однако я продолжаю работать над качеством своего контента, а очень помогаете мне в этом вы! Всем тем, кто поддерживал канал весь этот год - огромное спасибо! И сегодня я приготовил для вас что-то особенное. Не будем тянуть резину, начинаем!
"Угнать за 60 секунд" - фильм 2000 года. Николас Кейдж - на пике своей карьеры, Анджелина Джоли - молода и красива. Гонки, динамичный сюжет, актеры первой величины - здесь было все, что нужно было блокбастеру тех лет. Но главным героем в фильме был не человек. Ford Mustang GT-500 Eleanor - именно к ней были прикованы все взгляды.
Этот автомобиль стал толчком создания невероятных тюнинг-проектов в стиле pro-туринг. Цель данного проекта - быть наравне с самыми современными суперкарами по всем показателям. Старые автомобили с помощью современных технологий без всяких компромиссов доводятся до соответствия наивысшим современным современным стандартам: передовая начинка, удобство и комфорт. Это настоящие произведения искусства! И сегодня я поведаю вам секреты про-туринга на примере Элеонор.
Оригинальная версия фильма "Угнать за 60 секунд" вышла в 1974 году, снятая на тот момент малоизвестным режиссером Тоби Халики.
Фильм не отличался первоклассными актерами и крупным бюджетом, да и сценарий, состоявший из двух станиц, был просто и прямолинеен: за 5 дней героям нужно угнать 48 машин. Вот и весь сюжет. При этом фильм в рядах фанатов приобрел культовый статус. И этом есть объяснение: первая половина фильма - это однообразные угоны и преследования, но вторая часть - это невероятная погоня длиною 40 минут. Главный герой - Форд Мустанг 1971 с V-8 на 350 л.с., стилизованный под более спортивную модификацию Mach-1.
В целях конспирации каждому автомобиля присваивалось женское имя. Именно тогда Форд Мустанг впервые получил имя Элеонор. Погони, трюки, аварии, снова погони и аварии - за весь фильм размолотили более 90 автомобилей! Это и есть "Угнать за 60 секунд" 1974 года. Картину очень неоднозначно приняла общественность. Кинотеатры не особо хотела показывать, а критики ее ругали за слабый сценарий, плохую игру актеров и растянутый экшен. Фильм-аттракцион, где во главу угла ставилась не сюжет и игра актеров, а зрелищность. Вопреки всему фильм с бюджетом всего в 160 тысяч долларов принес своим создателям 40 миллионов прибыли. После Тоби Халики снял еще несколько не столь удачных фильмов. Все картины изобилуют погонями и авариями. Это стало авторским почерком режиссера. Тоби Халики сделал себе имя в киноиндустрии.
Но потом произошло несчастье. В 1989 году на съемках второй части "Угнать за 60 секунд" случается трагедия: режиссер, получив серьезные ранения на съемках, умирает. Спустя 6 лет вдова Денис Халики подписывать контракт с Disney на ремейк фильма. В новый фильм пригласили мировых звезд. Но какой же автомобиль выбрать на главную роль?
Изначально хотели взять Ford GT40, неоднократного победителя Ле-Мана.
Но разбивать очень редкий, лимитированный авто никто бы не позволил. Да и для некоторых сцен в фильме дорожный просвет GT40 был явно маловат. Нужен был автомобиль, олицетворяющий сам дух Америки. И какой же авто самый американский? Конечно же, Форд Мустанг - легенда американских хайвеев. Но в фильме то и дело должны были появляться Феррари, Порше, Ламборгини, и классический Мустанг 1967 года мог бы просто затеряться на фоне этих эффектных суперкаров. Из ситуации решили выйти следующим способом: чтобы придать уникальный вид автомобилю, создатели решили сделать версию супер-мощного, супер-быстрого, с ни на что не похожим аэродинамическим обвесом Мустанга. Воплотить идею пригласили художников Стива Стенфорда и Чипа Фуза, который позже станет всемирно известным дизайнером из шоу "Крутой тюнинг". По сценарию автомобиль должен был называться Shelby GT500. Однако эта версия Мустанга была крайне редкой, и ценник на нее был заоблачный. Один из самых быстрых маслкаров своего времени, как никак! Опять же, превращать в груду металлолома такой авто было бы кощунством. Да и современные технологии позволяли сделать намного более мощный авто из обычных Мустангов.
Было закуплено 12 автомобилей в кузове фастбэк. Под капотами у них стояли V8 на 230 л.с. Для самых динамичных сцен прикупили один экземпляр на 294 л.с. И лишь один из 12-ти авто был чистокровным Шелби ГТ500 с могучим 7-милитровым V8 на 340 л.с. - его заказал для себя продюсер фильма. Ну и наконец, после согласования дизайна, Чип Фуз приступил к работе. Из стекловолокна были изготовлены новый капот, передняя маска, бампера, боковые юбки, крышка багажника. Стильные колеса позаимствовали у того самого GT40. Сам кузов усилили, а чтобы Мустанги могли выполнять разного рода приемы фигурного вождения, начинка была серьезно переработана: рулевое управление, подвеска, тормоза, дифференциал, КПП - все это было либо заменено, либо серьезно улучшено. По сценарию автомобиль должен был оснащаться системы впрыска оксида азота. Так в багажнике появился баллон с этим веселым газом. Все 12 автомобилей, в зависимости от предназначения и роли в фильме, имели разную степень доработок и модернизации. И все они отправились на съемочную площадку...
После выхода "Угнать за 60-т секунд" в прокат критики, как впрочем и оригинальный фильм 74-го, разнесли его своими отзывами. И лишь истинные фанаты автомобилей, к которым отношусь и я, были в восторге. А грехи в сценарии, киноляпы - все это не имело значения. Все были влюблены в Элеонор! Образ автомобиля получился очень ярким, запоминающимся и притягательным. Всплеск интереса к Мустангу 67-го года был ошеломительным! После премьеры сотни, если не тысячи автолюбителей жаждали заполучить такую же машину, как в фильме. И некоторые тюнинг-ателье решились воплотить их мечты в жизнь. Как раз здесь и вступает в дело про-туринг - разновидность тюнинга, очень популярная в Америке.
"Но ведь уникальность и ценность старого автомобиля в его аутентичности и сохранении всех его характеристик и особенностей в первозданном виде" - скажете вы. Однако так считают далеко не все. Американцы 60-70-х годов, при всей своей эффектности и привлекательности, по современным меркам, имеют массу недостатков: прожорливые моторы, малоэффективные барабанные тормоза без усилителя, валкая подвеска, слабая оптика, отсутствие гидроусилителя руля, нехватка полезной электроники (вроде АБС или системы стабилизации). Такие агрегаты, как 3-х или даже 2-хступенчатые автоматы в наши дни стали уже полным анахронизмом. В целом, качество сборки, по современным стандартам, было невысоким. Например, зазоры между кузовными панелями в сантиметр(!) были нормой в те года. Жесткость кузова далеко не на высоте, а от чистоты выхлопа у любого борца за экологию случится приступ. Многие мечтали о классическом автомобиле, но далеко не все хотели мириться с особенностями тех лет. И вот эти особенности и решает про-туринг.
Выход фильма с такой яркой звездой, как Элеонор, стимулировал спрос на старые автомобили. Классические мустанги получили вторую жизнь - модели 67-го года скупались у владельцев, разыскивались по свалкам, некоторые машины находили в заброшенных гаражах и сараях. Многие из них были в крайне плачевном состоянии: некомплектные, помятые и ржавые.
Бывало, что автомобиль восстанавливали, буквально, из пепла. Главное, чтобы сохранилась табличка с VIN-номером, а все остальное(крылья, крышка багажника, панели днища, элементы силовой структуры) можно купить, достать из старых запасов или восстановить с помощью современных технологий. Например, компания Denacorn имеет лицензию на производство абсолютно новых кузовов Мустанга 65-66-го годов. Кузов сделан из высококачественной стали и по современным технологиям. Но самое удивительное в про-туринге происходит дальше.
Старые узлы и агрегаты заменяются новыми и полностью соответствующими современным требованиям. например, вместо старого нижневального V8 с карбюратором под капоты про-туринг моделей устанавливается современный двигатель с непосредственным впрыском топлива.
Вместо медленного 3-хступенчатого автомата ставится 5-ти или 6-тиступенчатый агрегат, а в случае с репликой Элеонор - 5-тиступенчатая механика.
Для увеличения жесткости кузова на кручение, что очень важно для спортивного авто, в несущий кузов маслкара интегрируется жесткая по своей структуре рама и уже на нее навешиваются следующие узлы. В зависимости от назначения( гонки или езда по дорогам общего пользования) подвеска про-туринг моделей меняется кардинально, вплоть до изменения кинематики рычагов! Впереди, на другие точки крепления, устанавливаются рычаги из легких сплавов, а сзади, по желанию заказчика, малоэффективный задний мост на продольных рессорах заменяют легкой независимой подвеской. Прошлый век в виде барабанных тормозов также удаляются. Их место занимают современные дисково-вентилируемые многопоршневые механизмы.
Один из самых дорогих видов доработок - это замена кузовных панелей на детали из углеволокна.
Из сверхлегкого и прочного карбона создаются как внешние, так и внутренние панели(сиденья, руль, торпеда, центральная консоль, боковые карты и т.д). Вес при этом уменьшается примерно на четверть.
Венчают все это великолепие легкосплавные диски, которые также могут быть из углеволокна.
После всех этих изменений любой классический с виду маслкар будет ехать и рулиться, как лучший представитель суперкаров. Заказчик может может для себя выбрать любую комплектацию Элеонор. 7-милитровый V8 с мощностью вплоть до 700-т л.с разгоняет автомобиль с нуля до сотни всего за 3.9 сек, а кому этого мало - система питания дооснащается системой впрыска азота. Тумблер, кнопка на рычаге КПП - все на месте! В комплектацию вполне можно включить первоклассную стереосистему, гидроподвеску и отделку салона кожей. Цена такого автомобиля вполне может перевалить за 300 тыс. долларов и поверьте, желающих платить хватает. Ведь у многих при виде всего этого в голове появляется только одна мысль - это настоящий шедевр, настоящее произведение искусства!
Форд Мустанг Шелби ГТ500 Элеонор в стиле про-туринг - это симбиоз классических форм с эффективностью передовых технологий. Эти автомобили кричат о своей исключительности и шокируют возможностями. 500, 700, 1000 л.с. в карбоновом кузове на заднем приводе - разве это не безумие? Такие автомобили пугают и притягивают одновременно. Они удивляют на выставках, получают награды, продаются за сотни тысяч долларов и являются украшением любой автомобильной коллекции. Разве можно не оглянуться, когда мимо когда мимо тебя, разрывая тишину ревом многообъемного V8, проносится подобный зверь? Фильмы "Угнать за 60-т секунд подарили миру легенды. И хотя картина 74-го года является каноном, все же именно Мустанг из фильма 2000-го года вы бы хотели иметь в своем гараже.
С вами был Автомобильный историк,
До новых встреч!