Найти тему

О сложных отношениях с поэзией

Оглавление

Поэзию я ненавижу. И люблю. Всё сложно. Мне очень нравятся отдельные стихи из творчества различных поэтов. Сама же если и пишу стихотворения, то это для меня игра, развлечение, способ выплеснуть избыток эмоций.

В детстве меня много заставляли учить и рассказывать стихи.

Мама до сих пор со смехом вспоминает, как в пять лет на Новый год стихотворение мне выбрала она, а не воспитатели. И на утреннике я рассказывала “Как Аист на ёлку опоздал” Сурена Мурадяна в переводе Ирины Токмаковой. Хорошо рассказывала, с выражением. Но стихотворение длинное, и… вот это маму и смешило, что Дед Мороз с воспитателями не решались меня прервать, извелись все, пока окончания дождались, аж вспотели.

Больше моей маме выбор стихов для утренников не доверяли.

Но в шесть лет мама пристроила меня в качестве участника концерта для ветеранов в честь Дня Победы в организации где работали родители. Опять я рассказывала стихотворение. На этот раз “Василий Тёркин. О награде” А.Т. Твардовского.

Но в школе только начавшая зарождаться любовь сошла на нет. Во-первых болезненный опыт участия в конкурсе чтецов. Дело там, правда, было не в стихотворении, а в новых скользких туфельках. Так шедеврально навернуться на сцене на глазах у множества зрителей!

Во-вторых, к сожалению, тогда со мной рядом оказалась бабушка. Она никогда не отличалась чуткостью. Вместо слов поддержки я получила выволочку и бурю недовольства, что не смогла сразу встать, взять себя в руки и прочитать таки стихотворение. И вообще, по словам бабули, на сцене нечего рыдать, надо продолжать выступление, даже если ноги переломал и голову разбил. Мне в семь лет этого было достаточно, чтобы появился страх перед выступлениями и сценой.

Попутно появилась ненависть ко всему, что любит бабушка. Она любит произведения А.С.Пушкина – я его не перевариваю, кроме отдельных творений, таких как “Метель”, “Руслан и Людмила” и… всё, пожалуй. Даже сказки перекочевали со временем в “фу, надоело”. Как меня корёжило, когда в школе проходили “Евгения Онегина”! Ещё и первое письмо Татьяны учить пришлось.

Память у меня была хорошая, и читать с выражением для меня не было проблемой. Так что в школе за чтение наизусть у меня всегда были хорошие и отличные оценки. Но попадались несколько раза три за всю историю мне такие стихи, которые я не могла выучить никак. Не ложились они мне в память, хотя были небольшими по объёму в сравнении с обычно мною разучиваемыми. Не находили ни единого малейшего отклика в душе, хотя были о природе, погоде, Родине. Не запомнила я ни авторов, ни названия тех стихотворений. Даже произведения Маяковского, коего невзлюбила за “Люблю смотреть, как умирают дети…”

Таким образом, не люблю я поэзию. Только отдельные произведения. В остальном мне либо личность автора не импонирует, как в случае с Пушкиным А.С. (не нравится он мне чисто по человечески, хоть и уважаю его за огромный проделанный труд, но совершенно не удивляюсь, что его застрелили), либо восхищаюсь поэтом как личностью, но не перевариваю его творчества. Второе про В.В. Маяковского.

С поэтессами тоже “отношения” не особо сложились. В школе у меня был проект-презентация по стихотворению Цветаевой М.И. “Август-астры”. Пришлось и биографию её изучить, и историю стихотворения, и его разбор сделать. Но какого-то отклика в душе не случилось.

Единственная поэтесса, которая стала для меня практически идеалом, стихи которой перечитываю просто так, и биография которой меня восхитила – Юлия Друнина. Да у неё в основном стихи о войне. Но и среди поэтов того времени и тематики она для меня особенная.

-2

Творчество этой поэтессы не проходят в школе. А ведь она не хуже Анны Андреевны Ахматовой или Марины Ивановны Цветаевой. И она одна из главных причин, что поэзию я всё же люблю.

Вот позднее, на уроке истории у нас были доклады о творчестве и культуре в годы Великой Отечественной войны со свободным выбором писателей, композиторов и поэтов. У нас дома было несколько сборников со стихами военных лет. И среди них стихотворения Юлии Владимировны. На том уроке я рассказывала о ней. И в том же году на классном часе, посвящённом Дню Победы, читала два её стихотворения.

«И странно, и нестранно…»

И странно, и нестранно —

Мне говорит она:

«Зовут меня Татьяна,

Фамилия — Война».

…Есть в этом, право, что-то —

Мне руку тянет он:

«Фамилия — Пехота,

Зовут меня Семен».

Могу представить живо,

Как все произошло:

Затоптанная нива,

Отбитое село.

Девчонки из санбата

Застыли не дыша:

Как гадкие утята,

Два тощих малыша

Откуда-то прибились,

Беспомощны до слез…

Их, бедолажек, «виллис»

Потом в тылы увез.

В приемнике детдома

Лишь удалось узнать,

Что мальчугана — Семой,

Девчушку — Таней звать.

Постановили с лету

(Нет, надо же суметь!)

«Войною» и «Пехотой»

Именовать их впредь…

Вторая мировая,

Ты все-таки живешь!

Права я, не права я,

Но в сердце мне как нож,

Когда промолвит кто-то,

Добавив имена:

«Фамилия — Пехота,

Фамилия — Война».

Ополченец

Редели,гибли русские полки.

Был прорван фронт,прорыв зиял, как рана

Тогда-то женщины,подростки,старики

Пошли на армию Гудериана.

Шла профессура,щурясь сквозь очки,

Пенсионеры в валенках подшитых,

Студентки – стоптанные каблучки,

Домохозяйки – прямо от корыта.

И шла одна актриса, шла в...манто –

Придумала, чудачка,как одеться

Кто в ополченье звал ее? Никто.

Никто, конечно, не считая сердца.

Шли. Пели. После падали крестом

Порою даже не дойдя до цели...

Но я хочу напомнить не о том –

Хочу сказать о тех, кто уцелели:

Один на тысячу – таков был счет,

А счетоводом – сорок первый год...

На Красной Пресне женщина живет

Нет у нее регалий и наград,

Не знают люди, что она солдат.

И в День Победы не звонит никто

Пенсионерке в стареньком манто.

Но женщина обходится без драм.

"Я , говорит, везучая: жива!"

Далекая военная МОСКВА.

Идет в окопы женщина в ...манто --

Придумала, чудачка, как одеться!

Кто в ополченье звал ее? Никто.

Никто, конечно, не считая сердца...

Именно после знакомства с биографией и творчеством Юлии Друниной я осознанно стала писать свои стихотворения. Просто так, обо всём и не о чём. И для шуток, для веселья. И чтобы выплеснуть грусть. И выразить любовь.

А какие отношения с поэзией у вас? Писали ли вы стихи сами? Каких поэтов любите, а каких нет? Какие стихотворения любимые у вас?