Найти в Дзене
RU – BY (Россия – Беларусь)

Что общего у Веры Алентовой и одной из самых известных бизнесвумен

Оглавление
В кино она – сильная дама с интересной, но трудной судьбой. Да и в жизни такая же. Актрисе 21 февраля исполнится восемьдесят лет.

Вера Алентова стала миллионершей

– Вера Валентиновна, где отметите юбилей?

– На сцене – это самое приятное времяпрепровождение своего дня. Играю главную роль в спектакле «Мадам Рубинштейн». Он – большая заслуга нашего театра. Для актрисы «нежного» возраста достаточно трудно найти материал. К тому же такой, который не был много раз игран, а что-то новое, что интересно не только нашему поколению, среднему возрасту, но и молодым.

– Какой вам показалась героиня после того, как прочитали сценарий?

– Всегда ищу, есть ли что-то интересное в пьесе, и пытаюсь разобраться в персонаже. Моя героиня – самобытный человек. Потрясающая женщина уже только потому, что разделила кожу на сухую и жирную. Большая авантюристка, мистификатор, сама заработавшая миллионы. Говорила много разных вещей по одному и тому же поводу. В ее автобиографии достаточно сложно разобраться. И приходилось опираться на что-то, что понятно.

– Ваша героиня помешана на кремах. А какие из них предпочитаете вы?

– Раньше любила «Янтарь» советского производства. Во времена моей молодости не было иностранных косметических средств. Но скажу вам, что и сегодня все кремы абсолютно одинаковы. И наши, и французские, и итальянские.

– Почти всегда вы играете женщин со стержнем. Хотелось бы сыграть альтернативную роль?

– Жизнь многообразна. Сильные бывают слабыми, и наоборот, когда припечет. Все зависит от материала. Совсем слабую женщину играла, например, в «Призраках» по пьесе Эдуардо Де Филиппо. Очаровательную Марию. Безвольную. Таких обожают мужчины. Но вообще могу сказать, что люблю интересный материал. А что это такое? Как правило – личность героини. Она может быть и совсем слабой, и с сильным характером.

– По-прежнему приятнее сцена, а не киноплощадка?

– Я – театральная актриса, и совмещать сложно. Не могу играть главную роль в кино и одновременно репетировать спектакль, поэтому, как правило, разношу все по времени. Многие думают, что театр – застывшее искусство, но это не так. Живая эмоция осталась только там, и это привлекает публику. Даже за сиюминутными ошибками на сцене интересно наблюдать. Актер может волноваться, нервничать оттого, что сделал что-то не так, а публика страшно любит премьеры, когда еще не все готово и потом многое изменится. У нас с Валерочкой Гаркалиным всегда была такая присказка: «Сегодня я играла лучше».

Сценарий «Москва слезам не верит» не понравился

Роль Катерины Тихомировой могла достаться Ирине Купченко или Маргарите Тереховой.

Людмила (Ирина Муравьева) вместо статусного мужа получает алкоголика,  а Катерина (Вера Алентова) в простом слесаре нашла сокровище. Кадр из фильма "Москва слезам не верит", 1979 год
Людмила (Ирина Муравьева) вместо статусного мужа получает алкоголика, а Катерина (Вера Алентова) в простом слесаре нашла сокровище. Кадр из фильма "Москва слезам не верит", 1979 год

– Правда, что вы отговаривали Владимира Меньшова снимать ленту, которая в итоге принесла «Оскар»?

– Мне вообще сценарий не понравился. И Меньшова отговаривала снимать фильм. У него был прекрасный «Розыгрыш», который произвел большое впечатление на зрителя. Получил за него Государственную премию. Меньшов – человек простодушный. Когда зашла речь о фильме «Москва слезам не верит», он в меня очень верил, но предложил роль не только мне, но и прекрасным актрисам – Тереховой и Купченко. Разумеется, были пробы. Но только Терехова снималась в Одессе и играла Миледи. А Купченко тоже не понравился сценарий. В итоге была удача, которая села мне на плечо. Если бы Терехова с Купченко попробовались, была бы по-прежнему широко известна в узких кругах.

– Знаю, вы тоже работали на заводе. Что заставило туда пойти?

– Мы – дети военных лет, очень самостоятельные люди. И рано начинали работать. Мне было семнадцать, и разрешено было трудиться всего четыре часа. Пробовала устроиться в аптеку и на почту, но никому была там не нужна. А вот на Барнаульский меланжевый комбинат взяли на должность чернорабочей.

Ужасная и прекрасная мадам Рубинштейн

Подарком ко дню рождения любимицы россиян стал новый спектакль с ее участием.

 Бизнесвумен Елена словом жжет, а кремом мажет!  Фото: Сергей КИСЕЛЕВ/Агентство городских новостей «Москва»
Бизнесвумен Елена словом жжет, а кремом мажет! Фото: Сергей КИСЕЛЕВ/Агентство городских новостей «Москва»

Палец в рот не клади

У Елены Рубинштейн черно-белые, как у модной диснеевской злодейки Круэллы, волосы. Одета с иголочки. Стильная, властная, жесткая. Палец в рот не клади.

«В твоем флаконе лучше продавать не лосьон, а крысиный яд!» – замечает в разговоре с сыном. «Зачем ты сдался мне, геморрой!» – кричит Патрику О‘Хиггинсу, когда тот хочет переметнуться к ней секретарем от соперницы Элизабет Арден.

Ужасная и прекрасная Елена Рубинштейн очень идет Вере Алентовой. Героине под восемьдесят. Актрисе столько же, но о возрасте забываешь. При виде шикарной дамы теряешь дар речи. Зато на лице Веры Валентиновны ни один мускул не дрогнет. Полгода назад актриса потеряла супруга – Владимира Меньшова. Но сцена лечит.

В основе спектакля – пьеса известного австралийского драматурга Джона Мисто.

Мы с Верой Валентиновной сразу решили, что найдем что-то новое, чтобы спектакль стал не просто постановкой к дате, но и открытием автора, пьесы, образа, – говорит худрук московского Театра имени Пушкина и режиссер спектакля Евгений Писарев. – Несмотря на юмор, эта история – не легкая комедия, а полноценная драма с интересными героями и неожиданным сюжетом. У нее есть слава, огромное состояние, но в какой-то момент она понимает, что совершенно одинока. Встреча с бедным, дерзким молодым человеком меняет ее. Это обретение любви – не в романтическом, а в человеческом смысле – и есть самое главное.

Петушиный раскрас

Бизнесвумен называют по-разному. В спектакле она – Елена. А вообще-то, поскольку родилась под Краковом, по-польски – Хелена. По национальности – еврейка, потому – Хая. Ее рост был всего 147 сантиметров, поэтому всю жизнь ходила на высоких шпильках.

Некрасивых женщин нет, есть женщины ленивые, – считала Рубинштейн. И для того, чтобы так и было, неустанно трудилась на благо красоты.

По одним данным, в 24 года, по иным – в 28 лет, уехала из родной Польши на другой конец света – в Австралию. С собой был зонтик и двенадцать баночек крема, изготовленного по рецепту польского доктора. В Мельбурне Елена развила бизнес-деятельность. Стала продавать крем, который присылала из Польши мама. А позже разработала свою формулу.

Рубинштейн придумала водостойкую тушь и разделила кожу по типам. Первый институт красоты открыла в 1902-м. Затем салоны появились в Париже, Лондоне, Нью-Йорке.

– Спектакль – не байопик о жизни Рубинштейн, – говорит Писарев. – Но какие-то факты, конечно, взяли. Например, она знаменита тем, что сильно «малевалась» и получался боевой петушиный раскрас.

Укрощение строптивого Пикассо

Она стала первой в мире женщиной-миллионером, заработавшей состояние самостоятельно. Поссорившись с мужем, покупала новое украшение.

Этот набросок Пикассо к портрету Хелена Рубинштейн так и не увидела. Фото: i.pinimg.com
Этот набросок Пикассо к портрету Хелена Рубинштейн так и не увидела. Фото: i.pinimg.com

– Носила их невероятно много, – продолжает Писарев. – Ее настроение можно было определить по количеству драгоценностей. Если вся увешана бриллиантами, значит, в жизни что-то не то. Броня такая. Если все удавалось, потихоньку снимала. Этот момент, конечно, заимствовали. Но украшения, которые носит Вера Валентиновна, свойственны ее образу и не похожи на те.

А еще Елена любила портреты самой себя. Заказывала их известным художникам. В том числе Сальвадору Дали. Только Пабло Пикассо противился. Придумал отговорку: портретов как таковых не пишет. Не тут-то было. Упорная и эксцентричная Рубинштейн принялась ему названивать. Художник не брал трубку. Бизнесвумен доставала его через консьержа. Безрезультатно! Тогда мадам поехала в Прованс, где жил Пикассо. Постучала в дверь его дома и буквально заставила написать себя. Пикассо сделал 34 наброска, но спрятал. Рубинштейн так и не увидела рисунков. Их вытащили из папки только после ее смерти. Такова была месть Пикассо за навязчивость.

Евгения ЗАБОЛОТСКИХ

© "Союзное Вече", № 6/2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, поставьте лайк и подпишитесь!