Найти в Дзене
Всемирная история.Ру

"Иди и смотри по-гречески": почему новый фильм о войне всколыхнул Грецию?

Оглавление

Научились снимать?

Наконец-то собрался и посмотрел недавно вышедший фильм "Калаврита 1943" греческого режиссера Николаса Димитропулоса (оригинальное название "Отголоски прошлого"). Если честно, был настроен весьма скептически, но после просмотра картины первой мыслью было: "И греки научились снимать!" (трейлер фильма в конце статьи).

Собственно, здесь стоит в двух словах рассказать о сюжете фильма (осторожно: далее спойлеры!).

Он основан на реальных событиях и в числе прочего повествует о бойне в греческой деревушке Калаврита, устроенной солдатами вермахта в декабре 1943 года. Немцы проводили в этом районе антипартизанские акции и в боях потеряли много людей. Кроме того, греческие партизаны захватили в плен нескольких немецких солдат и расстреляли их. Это ожидаемо взбесило гитлеровцев и они сполна отыгрались на гражданском населении. Под горячую руку попали множество близлежащих деревень, в том числе и Калаврита, в которой разом уничтожили около 700 человек. Именно вокруг этого события и вертится сюжет фильма. В какой-то мере, это греческий "Иди и смотри" (во всяком случае, западные рецензенты при оценке "Калавриты 1943" единодушно вспоминали именно шедевр Климова).

Но история несчастной Калавриты лишь часть нелинейного повествования, причем обыграна она в виде флэшбеков старого греческого художника, который якобы случайно выжил в той бойне. Сцены прошлого чередуются с современностью, в которой показана знаменитая история официального греческого иска, отправленного в свое время в германский МИД. В нем греки едва ли не в ультимативной форме потребовали расплатиться за это преступление. Разумеется, по сценарию, немцы возмущены этим наездом и для оценки серьезности ситуации отправляют свою штатную мидовскую адвокатессу в Грецию. Там она в числе прочих встречается со старым художником, и тот рассказывает немке историю Калавриты. Ну, а та, потрясенная преступлениями своих предков, испытывает катарсис.

Кстати, неожиданно старого греческого художника играет легендарный Макс фон Сюдов. Более того, это его последняя роль. Причем, застали его, что называется, уже уходящим: еще бы пару недель — и он бы не успел отсняться. И такая последняя роль, да еще в фильме с такой тематикой — воля ваша, но весьма символична.

Одни из самых запоминающихся моментов картины, врезавшиеся мне в память (пишу по свежу), это бегущая лошадь с горящей спиной и посещение немецкой адвокатессой музея Калавриты, со стен которого смотрели сотни фотоизображений (с ликами уничтоженных руками ее предков).

Постер фильма
Постер фильма
-3

Без скандала не обошлось

Думаю, по сюжету уже многие догадались, что фильм непростой. Особенно, учитывая нюансы исторических взаимоотношений Греции и ФРГ. Ведь требуя расплатиться за преступления Третьего рейха, греки в последнее время буквально насели на Германию, когда нужно умело манипулируя историей.

К слову, Греция была крупнейшей неславянской страной, где практика коллективных наказаний (в том числе и уничтожения деревень) была распространена повсеместно. За 1941-44 гг. в Греции и на Крите нацисты уничтожили таким образом свыше 100 населенных пунктов. Кроме того, немцы спровоцировали чудовищный голод, унесший от 150 до 300 тысяч жизней. Ну и вдобавок вывезли из захваченной страны золотой запас в Германию, немножко позабыв его потом вернуть.

В общем, есть на что обижаться...

Солдаты вермахта "обносят" греческий продуктовый магазин (снимок сделан вскоре после оккупации Греции в 1941 г.)
Солдаты вермахта "обносят" греческий продуктовый магазин (снимок сделан вскоре после оккупации Греции в 1941 г.)

Но режиссер картины, плоть от плоти грек, допустил в фильме чудовищный (по мнению соотечественников) ляп. Среди этой вакханалии ужаса он неожиданно дрогнул и показал... хорошего немца.

Довольно избитый прием. По сюжету, один из "хороших немцев" сжалился и в последний момент (пока никто не видел) открыл дверь в помещении, в которое загнали для сожжения женщин и детей Калавриты. Этот отрывок вызвал в Греции грандиозный скандал. Режиссера обвинили в "искажение правды и создание мифов", а некая "Ассоциации жертв Холокоста Калавриты" обратилась в суд с исковыми требованиями.

Самое интересное, что легенда о "хорошем немце" действительно существует. Но историки признают, что под ней нет исторических фактов. Кроме того, сами чудом выжившие в этой бойне всегда яростно и единогласно ее отвергали.

Режиссер Димитропулос, приезжавший перед съемками на эти места, пообещал местным не затрагивать эту легенду в своем фильме. Но, как видно, зачем-то сделал по-своему. И многие в Греции считают, что это как минимум некрасиво. Хотя, по-моему, он просто решил смягчить довольно откровенный антинемецкий фильм. Так же в свое время сделал Вайда в скандальной "Катыни", убеждая всех, что это не русофобский фильм, потому что там есть "хороший русский"-Гармаш.

Немецкие егеря на фоне горящей Калавриты
Немецкие егеря на фоне горящей Калавриты
Современный памятный мемориал в Калаврите
Современный памятный мемориал в Калаврите

Что же имеем в итоге? А имеем мы греческую версию "Иди и смотри", с довольно откровенным политическим замахом в немецкую сторону. И хотя эта претензия смягчается вышеописанным фактом — это все-таки претензия. Более того, благодаря вечности кинематографа, она как бы фиксируется в веках...

А уж на фоне германского канцлера Шольца, который (не вникая в нюансы) назвал вопрос о возможном геноциде в Донбассе "смехотворным" — такие фильмы просто как воздух!

Трейлер фильма: