Научились снимать?
Наконец-то собрался и посмотрел недавно вышедший фильм "Калаврита 1943" греческого режиссера Николаса Димитропулоса (оригинальное название "Отголоски прошлого"). Если честно, был настроен весьма скептически, но после просмотра картины первой мыслью было: "И греки научились снимать!" (трейлер фильма в конце статьи).
Собственно, здесь стоит в двух словах рассказать о сюжете фильма (осторожно: далее спойлеры!).
Он основан на реальных событиях и в числе прочего повествует о бойне в греческой деревушке Калаврита, устроенной солдатами вермахта в декабре 1943 года. Немцы проводили в этом районе антипартизанские акции и в боях потеряли много людей. Кроме того, греческие партизаны захватили в плен нескольких немецких солдат и расстреляли их. Это ожидаемо взбесило гитлеровцев и они сполна отыгрались на гражданском населении. Под горячую руку попали множество близлежащих деревень, в том числе и Калаврита, в которой разом уничтожили около 700 человек. Именно вокруг этого события и вертится сюжет фильма. В какой-то мере, это греческий "Иди и смотри" (во всяком случае, западные рецензенты при оценке "Калавриты 1943" единодушно вспоминали именно шедевр Климова).
Но история несчастной Калавриты лишь часть нелинейного повествования, причем обыграна она в виде флэшбеков старого греческого художника, который якобы случайно выжил в той бойне. Сцены прошлого чередуются с современностью, в которой показана знаменитая история официального греческого иска, отправленного в свое время в германский МИД. В нем греки едва ли не в ультимативной форме потребовали расплатиться за это преступление. Разумеется, по сценарию, немцы возмущены этим наездом и для оценки серьезности ситуации отправляют свою штатную мидовскую адвокатессу в Грецию. Там она в числе прочих встречается со старым художником, и тот рассказывает немке историю Калавриты. Ну, а та, потрясенная преступлениями своих предков, испытывает катарсис.
Кстати, неожиданно старого греческого художника играет легендарный Макс фон Сюдов. Более того, это его последняя роль. Причем, застали его, что называется, уже уходящим: еще бы пару недель — и он бы не успел отсняться. И такая последняя роль, да еще в фильме с такой тематикой — воля ваша, но весьма символична.
Одни из самых запоминающихся моментов картины, врезавшиеся мне в память (пишу по свежу), это бегущая лошадь с горящей спиной и посещение немецкой адвокатессой музея Калавриты, со стен которого смотрели сотни фотоизображений (с ликами уничтоженных руками ее предков).
Без скандала не обошлось
Думаю, по сюжету уже многие догадались, что фильм непростой. Особенно, учитывая нюансы исторических взаимоотношений Греции и ФРГ. Ведь требуя расплатиться за преступления Третьего рейха, греки в последнее время буквально насели на Германию, когда нужно умело манипулируя историей.
К слову, Греция была крупнейшей неславянской страной, где практика коллективных наказаний (в том числе и уничтожения деревень) была распространена повсеместно. За 1941-44 гг. в Греции и на Крите нацисты уничтожили таким образом свыше 100 населенных пунктов. Кроме того, немцы спровоцировали чудовищный голод, унесший от 150 до 300 тысяч жизней. Ну и вдобавок вывезли из захваченной страны золотой запас в Германию, немножко позабыв его потом вернуть.
В общем, есть на что обижаться...
Но режиссер картины, плоть от плоти грек, допустил в фильме чудовищный (по мнению соотечественников) ляп. Среди этой вакханалии ужаса он неожиданно дрогнул и показал... хорошего немца.
Довольно избитый прием. По сюжету, один из "хороших немцев" сжалился и в последний момент (пока никто не видел) открыл дверь в помещении, в которое загнали для сожжения женщин и детей Калавриты. Этот отрывок вызвал в Греции грандиозный скандал. Режиссера обвинили в "искажение правды и создание мифов", а некая "Ассоциации жертв Холокоста Калавриты" обратилась в суд с исковыми требованиями.
Самое интересное, что легенда о "хорошем немце" действительно существует. Но историки признают, что под ней нет исторических фактов. Кроме того, сами чудом выжившие в этой бойне всегда яростно и единогласно ее отвергали.
Режиссер Димитропулос, приезжавший перед съемками на эти места, пообещал местным не затрагивать эту легенду в своем фильме. Но, как видно, зачем-то сделал по-своему. И многие в Греции считают, что это как минимум некрасиво. Хотя, по-моему, он просто решил смягчить довольно откровенный антинемецкий фильм. Так же в свое время сделал Вайда в скандальной "Катыни", убеждая всех, что это не русофобский фильм, потому что там есть "хороший русский"-Гармаш.
Что же имеем в итоге? А имеем мы греческую версию "Иди и смотри", с довольно откровенным политическим замахом в немецкую сторону. И хотя эта претензия смягчается вышеописанным фактом — это все-таки претензия. Более того, благодаря вечности кинематографа, она как бы фиксируется в веках...
А уж на фоне германского канцлера Шольца, который (не вникая в нюансы) назвал вопрос о возможном геноциде в Донбассе "смехотворным" — такие фильмы просто как воздух!