- Ты знаешь, я сейчас едва не попала в аварию, и торт чуть не пострадал, - после приветственных объятий произнесла Катерина, вручая подруге пакет с коробкой. В кои-то веки они собрались встретиться и поболтать, как говорится с глазу на глаз, а не по телефону.
- Ты что, на машине? – спросила Наталья, провожая гостью на кухню, где уже был накрыт стол на двоих.
- Нет, конечно. Пешком. Но ты же знаешь, теперь передвигаться по тротуару небезопасно. Всюду велокурьеры с их огромными коробами , и на скорость их передвижения не влияют никакие погодные катаклизмы. Гоняют сутки напролёт. А тут ещё после вчерашнего снегопада пешеходные дорожки основательно так почистили, словно для них. Ты представляешь, Наташ, иду я спокойно по дорожке, и вдруг мимо меня справа проносится желтое чудовище. Такой, блин, всадник без головы. Без сигналов, типа – Поберегись! Я, естественно, слегка отшатнулась. Инстинкт самосохранения сработал. И хорошо, что слегка! Потому что тут же моё левое плечо задел угол зелёной коробки. Я вскрикнула. Курьер, атаковавший меня, как и в чём не бывало, проехал. Но … недалеко. Впереди шла женщина, если судить по фигуре, достаточно возрастная. Курьер хотел также по левому борту пролететь мимо неё, но что-то пошло не так. Он уже почти проскочил, но тут женщина либо его толкнула, либо её, как говорится, повело.. Возраст всё-таки… Колесо вильнуло, и этот несчастный велосипедист повалился на левый бок. Не то чтобы совсем упал… Там был огромнейший сугроб, подготовленного к вывозу снега, вот к нему парниша и притулился… Обошлось без травм и повреждения имущества, но курьер разразился такой бранью! Да на двух языках – на своём родном и на всем понятном, ставшем уже международным. И это не эсперанто.
- О, про эсперанто вспомнила! – засмеялась Наташка.
- А что, мой папа, помнится, возлагал на этот искусственно созданный язык большие надежды. Не зря же эсперанто переводится как «надеющийся». Вот он и сам надеялся, и меня учил, что когда- нибудь все люди будут говорить на одном языке, будут братьями.
- И сестрами. Э-эх… Вспомнила бабка як дивкой была… Сейчас такая обстановка, что многие предпочитают разговаривать исключительно матом.
- Да, вот и тётка та тоже в долгу не осталась. Продемонстрировала свои ораторские и лингвистические способности, чётко объяснив правила движения в городе. И, представляешь, в это время мимо них проходила женщина лет сорока, которая решила влезть в эти разборки. Идёт и, глядя на тётку, говорит: « Какая же вы, женщина, агрессивная. Добрее надо быть, терпимее». У тётки, которую до этого чуть не сбили, да ещё и обложили, от неожиданности так челюсть и отвисла, блеснув золотыми коронками. Я как раз рядом была. – Вот хамка-то недозревшая, - только и произнесла осипшим от возмущения голосом тётка.
- Хамка недозревшая? Это как? – засмеялась Наташа.
- Откуда ж я знаю. Нахалка, наверно. Вот скажи, кто эту прохожую приглашал к разговору?
- Да никто. Просто пообщаться захотелось. Или выставить себя, для себя же, в лучшем свете. Дескать, я до такого никогда не опущусь.
- Мудрёно… А я тебе скажу, Наташ, это она свою внутреннюю агрессию выплеснула. Да-да, не таращ глаза. Агрессия-то разная бывает. Мы с Вовкой в прошлые выходные ездили на дачу на лыжах кататься. Лесок, снежок… В снежки поиграли, как дети. В общем, красота. Я, правда, Вовке нечаянно комком в лоб залепила, но ничего, умственные способности не пострадали. После лыж пошли в гости к соседям, на чай из самовара. А там были ещё две женщины. Одна из них клинический психолог. Вот она и рассказала нам про агрессию.
- С чего это вдруг?
- Да Вовка решил просветить общественность, что я гневливая. Гневливая, но быстро отходчивая. « Чуть что, сразу в лоб! Но потом обязательно лёд приложит»- пошутил муженёк. А психолог шутки не поняла и решила прочесть лекцию об агрессии.
- Надеюсь, конспектировать не заставляла?- засмеялась Наташа.
- Нет, но кое-что я запомнила. Знаешь, я и до этого знала, что мы живём в достаточно агрессивном мире, а после той беседы стало ясно, откуда что идёт. Понимаешь, агрессия – это, оказывается, часть инстинкта самосохранения. Инстинкт в нас с тех древних, допотопных времён, когда биологический смысл агрессии заключался в уничтожении конкурента, в расширении жизненного пространства, в защите собственной жизни, территории.. В битве, так сказать, за жизнь. Вот с тех пор бьёмся…
- Да, с тех времён ничего особо и не изменилось…У людей разные потребности, амбиции. И порой те, у кого они выше, решают свои проблемы за счёт тех, у кого амбиции ниже, кто особо ни на что не претендует или просто слабее. Как говорил старик Крылов: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.»
- Да, так и есть. У агрессии сейчас множество видов. Например, эмоциональная. Самая, как ты понимаешь, распространённая. Она проявляется в криках, слезах, в непреодолимом желании выдать правду-матку в лицо противнику.
- Представляешь, я раньше не думала, что слёзы могут быть проявлением агрессии. Думала, что исключительно обиды, горя. В лучшем случае – счастья.
- Знаешь, в конце девяностых в подземном переходе стояла пожилая женщина, милостыню просила. Тогда многим жилось очень трудно, но и многие готовы были помогать. А эта женщина не просто стояла, а плакала, в голос. Просто причитала, как в деревнях на похоронах. Люди, естественно, ей сочувствовали, бросали монетки и бумажки в кружку. Если слышали это впервые. А когда на протяжении долгого времени… Люди по переходу часто одни и те же ходят. На работу, с работы… И она часто приходила в этот переход, плакала. Всегда в голос и с одной и той же интонацией, историей. Вот такой плач можно считать разновидностью агрессии. Потому, как у проходящего человека может возникнуть чувство безысходности от невозможности помочь, а это шаг к депрессии со всеми вытекающими последствиями. Ну, как-то так.
- Ой, у нас похожая соседка была. Как ни встретишь, всё в слезах и жалобах на родных, хотя я точно знаю, что её родные пекутся о ней сутки напролёт.
- Ну, это скорее всего деменция. А может и вербальная агрессия. Это всяческие ругательства, высмеивание, издевательства.
- Ой, Кать, агрессия с помощью слов бывает порой самой агрессивной, более разрушительной, чем драка. Особенно в подростковом возрасте. Помнишь, как в школе было.. Допустим, сегодня ребята подрались, до синяков, а через день всё позабыто. А вот если обзываться, да постоянно словесно унижать человека… Вот это кошмар кошмарный.
- Так и есть, Наташ. Физическая агрессия порой бывает морально менее травматична. Ты помнишь, как в классе восьмом Генка при старших ребятах обозвал меня тощей кикиморой? Не помнишь? Ой, мне очень обидно было! Вот, как сейчас помню, как волна возмущения прокатилась по всему моему нутру. Но я не позволила себе обозвать его лупоглазым очкариком, пожалела. Засмеяли бы. Я просто схватила его за ухо! Ну, так эмоция у меня проявилась. Я, значит, схватила Генку за ухо, он головой крутанул, очки сорвались с лица и, грохнувшись на мраморный пол, разбились.
- Так Генка перестал быть очкариком, - засмеялась Наташа.
- Да, на время. До покупки новых.
- Твои родители покупали?
- Нет. Генкина мама оказалась понятливой. По тому, что больше он меня не обзывал, было понятно, что разъяснили парню, что к чему.
- А помнишь Андрюху Пенькова? Чуть что не по его, он сразу что-нибудь бросал. Или в стену, или об пол. Стресс снимал.
- Наташ, это не стресс снимал. Это вид агрессии. Предметная. Человек кидает, бросает, разбивает…
- Катя! И это агрессия? А как же рекомендации для снятия стресса бить тарелки или чучело начальника? У японцев даже есть специальные комнаты с манекенами на которые наклеены фотографии начальников. Приходи, избевай.
- Интересно, а для начальников существуют чучела подчинённых? Ведь им тоже где-то надо избавляться от стресса, от агрессии. Загонять в себя её нельзя потому, что это уже агрессия против самого себя. Так называемая аутоагрессия. Она может по разному проявляться. Самообвинения, самоуничижение, навязчивые мысли, нанесение физического вреда…
- Ой, давай не будем о грустном. Ты скажи, что тебе психолог посоветовала для борьбы с агрессией.
- Х-мм, да ничего особого. Всем известные методы. Устный счёт до десяти и обратно перед тем, как высказать собеседнику своё фи, ну и какая-то физическая активность, если есть возможность. Допустим, пройтись быстрым шагом, побегать по этажам. А ещё… Она посоветовала петь!
- Петь!?
- Да! Я правда не смогла спросить, при каких видах агрессии и какие песни петь, потому, что Вовка начал хохотать, махать руками произнося : «Нет, нет! Только не пение! Лучше чем-то в лоб, чем скрипучим сопрано по ушам»
Подруги расхохотались.
- А вообще-то музыка на самом деле помогает. И пение тоже. У меня мама, когда шла на экзамены, всегда пела. « Легко на сердце от песни весёлой…» Опять же, йога. Наташ, давай я тебе сейчас покажу упражнение, про которое раньше говорила. Делая его регулярно, мы возвратим опущенные внутренние органы на место. В том числе и сердце. Кто знает, может тогда оно перестанет щемить и тревожится. Опять же, внешний вид… Руки будут подтянуты, живот плоский…
- Ага, особенно сейчас, после съеденного тортика.
- Так, встаём. Руки над головой сцеплены в замок и вывернуты ладоням к потолку. Тянемся руками вверх. А ещё говорят хорошо в это время изображать ходьбу на месте, не отрывая пальцев от пола, одними пятками. Ну что, потопали?… Чувствуешь, что стресс и агрессия уходят?
- Для полноты ощущений нам осталось только запеть!
- «Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг, и зовёт, и ведёт, и тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт!»