Произведение Томаса Мора – английского философа XVI века – принято считать первой социалистической утопией. «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» принесла автору мировую славу, а слово «утопия» стало применяться по отношению к целому жанру и стало нарицательным. На сегодняшний день утопиями называют все литературные произведения, посвящённые описанию идеального (по мнению автора) государства и общества.
Утопия Т.Мора состоит из небольшого введения, написанного в форме письма другу автора – Петру Эгидию, и двух книг, посвящённых различным вопросам, но логически неотделимых по содержанию. Повествование в книге идёт от лица автора и выстроено в форме воспоминаний о беседе-диспуте с Рафаилом Гитлодеем – путешественником, якобы побывавшем в Утопии и прожившем там на протяжении пяти лет.
Необходимо отдельно отметить, что современность автора – эпоха Великих географических открытий и начала Великой индустриальной революции. Представления об идеальном устройстве общества исходят из существующих проблемных вопросов той эпохи и базируются на тех представлениях норм, которые были нормами в те времена.
Первая часть книги содержит критику общественно-политических порядков Англии. Особое внимание посвящено вопросам бедственного положения крестьян, их разорения вследствие сгона с земли и несоразмерности наказания за совершённые ими вследствие этого преступления.
Во второй части книги путешественник повествует непосредственно об устройстве государства Утопия.
УСТРОЙСТВО УТОПИИ
Мифическое государство утопийцев является островным государством. Как указывает автор, это республика, объединяющая 54 города. Жизнь в городах организована единообразно. На всей территории государства единый язык и нравы. Религии утопийцев отличаются многообразием. Столица государства располагается в центре страны.
Жители городов проживают в трехэтажных, красивых домах семействами, состоящих из 30-40 человек. Такие же по численности семейства проживают и в деревнях, расположенных в округах городов.
Ежегодно происходит ротация деревенского населения. Двадцать человек из каждого семейства, прожившие в деревне два года, отправляются в город. Те, кому импонирует деревенская жизнь и труд, могут оставаться более длительное время. Труд обязателен для всех.
Произведённые в деревне продукты поставляются на организованные в городах рынки, на которых на безвозмездной основе глава каждого семейства может получить всё необходимое. Обмен произведёнными товарами между осуществляется свободно, без какой-либо оплаты. Все предметы и продовольствие имеются в изобилии.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
Выборы должностных лиц проходят ежегодно. Каждые тридцать семейств избирают филарха. Во главе десяти филархов стоит протофиларх.
Все филархи (которые составляют сенат) избирают князя путём тайного голосования из четырёх кандидатур, каждая из которых предлагается своей частью города. Должность князя не сменяема на протяжении всей жизни.
Протофилархи проводят каждые три дня совещания под руководством князя. На них решаются общественные дела и разрешаются частные споры. Иногда решения по важным для республики делам выносится на собрание всего острова.
Должностные лица и глава государства, так же как послы и духовенство, избираются преимущественно из сословия занимающегося науками. С детства все жители учатся земледелию. Кроме него, каждый житель изучает какое-либо одно ремесло, согласно его устремлениям и способностям.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Все жители Утопии работают только шесть часов: три до полудня и три – после. Между ними установлен двухчасовой перерыв на обед и отдых. На сон предусматривается восемь часов. Все оставшееся время – свободное. Большинство жителей уделяет это время изучению наук. Обучаются все: мужчины и женщины, дети и взрослые.
Час после ужина проводят в забавах. Отдыхают, гуляют в садах, занимаются музыкой. Несмотря на то что работают не много, нет недостатка в предметах первой необходимости, поскольку трудом занимаются все.
Филархи законом освобождены от работы, но трудятся желая примером побудить остальных. Освобождение может даваться по иным основаниям, например тем, кто основательно занимается наукой.
Главными в жизни человека, по мнению утопийцев, являются духовные удовольствия. Предполагается, что их истоком является нравственность, а большинство из них из упражнений в добродетели и сознания беспорочной жизни. Из удовольствий тела главным считает здоровье.
Во дворце филархов организованы столовые, в которых питаются приписанные к ним семейства. В деревнях каждая семья ест дома. За территорией города организованы общественные госпитали.
Жители могут отправиться в путешествие по стране с разрешения князя. Для прогулки в окрестностях города необходимо позволение отца и разрешение супружеской половины. Питание и ночлег предоставляется в деревнях после выполнения необходимой работы.
Из всех произведённых товаров делаются запасы на два года. Излишки продаются в другие страны. При этом золото и серебро используется только в международной торговле. Уважения и почитания драгоценным металлам не оказывается, изделия из них не используют в качестве украшений.
Возраст вступления в брак для женщины наступает с 18 лет, для мужчин – с 22. Брак может быть расторгнут, однако это случается достаточно редко и чаще всего прекращается вследствие смерти супруга. Иным поводом расторжения брака может стать нестерпимо тяжёлый характер или случай прелюбодеяния. Оскорбители брачного союза наказываются тягчайшим рабством. Повторное прелюбодеяние карается смертью.
РАБСТВО
Все тяжёлые и грязные работы выполняются рабами. Жители Утопии не позволяют своим гражданам свежевать скот, поскольку считают, что от этого постепенно исчезает милосердие. Рабы приписываются для помощи и к семействам в деревнях.
Рабом в государстве утопийцев может стать собственный за серьёзное преступление. Также ими становятся те, кто у других народов был осуждён за подобное деяние. Рабы закованы в цепи и постоянно заняты работой.
За нетяжкие преступления законом не предусмотрено никакого определенного наказания, но за всякое тяжкое преступление кару назначает сенат. Обычно все наиболее жестокие преступления наказываются рабством.
Для терпеливо сносящих рабство есть надежда или смягчить его или прекратить вследствие распоряжения князя или голосования народа. Если осужденный на рабство продолжает противиться применяется казнь.
Таковой была утопия в представлении Томаса Мора.
Для того чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на канал.