Шут – это, пожалуй, одна из важнейших должностей в государстве, ведь дурак при дворе был призван обличать придворных дураков.
Шут был символическим близнецом короля. В обязанности шута входило развлекать забавными выходками господ и гостей, при том, что со средневековья прослеживается определённая связь шутовства с традицией юродства. Персонаж русских сказок Иван-дурак часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью. Основным качеством шута было не столько умение балагурить и шутить, сколько высмеивать злое и лживое, что особенно ценилось в русском народе. Однако, у самих шутов жизнь складывалась вовсе не весело.
Князь Осип (Иосиф) Фёдорович Гвоздев-Ростовский, голова и воевода, отличался острым языком и аналитическим умом. Потому Иван Грозный назначил его придворным шутом, а народ дал ему забавное прозвище "гвоздь". Осип Фёдорович ходил в колпаке, украшенном ослиными ушами и бубенчиками из серебра.
Так, в 1569 году у Ивана грозного был шут, по прозванию Осип Гвоздь, получивший это прозвище за остроумие и веселый нрав. На деле он был сыном князя Приимкова-Ростовского. Государь приметил толкового парня, и забрал к себе в свиту… шутом. Теперь вместо оружия он был обязан носить яркий колпак с бубенчиками. Когда царь из загородного дворца въезжал в Москву в сопровождении трехсот стрельцов, впереди на огромном быке и в золотых одеждах ехал шут Осип Гвоздь. Впрочем, расхаживать в подобном вид ему предстояло недолго: неловкого шута ждала скорая гибель.
Считается, что Иван Грозный часто упоминал во время застолья, что является потомком Августа-кесаря. Может, столь заезженная фраза и стала объектом шутки? Как знать… Но сохранилось письменное свидетельство пленного толмача Альберта Шлихтинга, который поведал историкам, как погиб шут. Якобы самодержец велел принести котелок кипящих щей, которые и вылил на голову Гвоздю, когда тот склонился перед ним в поклоне. Тот бросился было прочь, но царь нанес ему смертельное ранение ножом. Осип упал, и стоявшие рядом бояре вынесли опального Гвоздева прочь из палат. Немногим позже Грозный одумался, и велел позвать врача к шуту, но лекарь только руками развел — было слишком поздно, Осип уже скончался. Врач на молчаливый вопрос ответил: "Бог лишь единожды вкладывает в человека душу, и коль она его покинула, то никому не дано призвать ее обратно", на что царь раздосадовано произнес: "Так пусть дьявол приберет его, раз он не пожелал ожить!".