Жестовая система как средство дополнительной альтернативной коммуникации. Мы пробовали, пальчики складывает, воспринимает как игру - как альтернативу речи использовать не удалось.
"Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной
коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.
Жесты – это мануальные знаки. В большинстве стран существует два
типа мануальных знаков. К первому типу относятся жестовые языки,
используемые в среде глухих людей. Их часто называют по имени страны, например, норвежский жестовый язык (НЖЯ), американский жестовый язык (АЖЯ), русский жестовый язык. Жестовые языки первичны, т.е. они не произведены от устного языка. Они имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов (синтаксис) отличаются от устного языка.
Другой тип мануальных знаков называется жестовыми системами.
Они вторичны, сконструированы так, чтобы передавать речь слово в слово, и правила склонения в них те же, что в национальном устном языке. Как правило, жестовые системы изобретают учителя глухих детей, чтобы иметь средство представления устного языка с помощью жестов. Но, тем не менее, такие системы никогда широко не использовались в среде глухих людей, потому что правила словоизменения и синтаксис устных языков плохо приспособлены к воспринимаемому зрительно жестовому языку.
Очень часто жестовые системы, следующие устному языку,
используют в работе со слышащими людьми с нарушениями коммуникации и языка. Немногие слышащие люди хорошо владеют национальным жестовым языком, большинство национальных жестовых языков недостаточно хорошо описаны, по ним мало подходящих обучающих материалов. Поскольку жестовые системы построены на основе устного языка, их легче использовать вместе с речью. Это важно, потому что в работе с альтернативной коммуникацией речь и жесты обычно используются
одновременно.
В учебно-методическом пособии под научной редакцией
С.Е. Гайдукевич описывается концепция Э. Вилкен (Wilken), разработавшей метод «коммуникация с опорой на жесты». Данный метод предназначен для неговорящих маленьких детей, способных слышать. «…Употребляя название «коммуникация с опорой на жесты», Э. Вилкен не только противопоставляет его языку жестов, но и делает более очевидными иной методический подход и целевую установку. Какую цель преследует развитие коммуникации с помощью жестов? Продуцирование детьми устной речи сопровождается жестикуляцией ключевых слов высказывания. Обучение жестам позволяет
расширить коммуникативные возможности ребенка посредством
визуализации устной информации и подготовить его к устной речи.
Коммуникацию с опорой на жесты включают, как правило, на этапе
достаточно сформированной импрессивной речи при ограничении
экспрессивной. Использование коммуникации с опорой на жесты облегчает понимание ребенка окружающими, позволяет избежать разочарования от собственной несостоятельности и испытать удовольствие от коммуникации.
В возрасте 8–10 месяцев с помощью жестов, мимики и других действий
дети начинают выражать потребность в коммуникации. Они в состоянии указывать на определенные части тела или на людей и имитировать простые действия. В этом возрасте ребенку уже можно предложить отдельные жесты.
Использование на первом году жизни коммуникации с опорой на жесты и устной речи позволяет избежать «молчания», чего так опасаются при раннем применении языка жестов. Коммуникация с опорой на жесты способствует пониманию и общению, а полученный позитивный опыт развивает мотивацию и действия ребенка.
Детям постарше и подросткам с умственными ограничениями легче,
когда многие жесты содержат отчетливые признаки обозначаемого объекта, например, напоминают форму, действие или характерное качество. Такое частичное сходство облегчает понимание, запоминание и вспоминание жестов. Отдельные жесты, выражающие те или иные понятия, следует вводить в ситуативный контекст, поясняющий содержательную связь между знаком и словом (например, яблоко, когда с яблока снимают кожуру).
Выбор жестов обусловливается требованием соответствия интересам и
конкретному жизненному окружению ребенка. Их используют в особо
значимых ситуациях. Таким образом дети лучше запоминают связь между жестами и словами».
Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии
альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
Многолетний опыт показывает, что жесты способствуют развитию
основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные
предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов
не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь.
Исследования также показывают, что большинство детей прекращают
применять жесты, если могут достаточно общаться с помощью устной речи.
Пользователи системы жестов
Использование жестов подходит практически всем группам
пользователей поддерживающей коммуникации, но в особенности людям со зрительными нарушениями. Также были отмечены положительные результаты при обучении детей с аутизмом, людей с сочетанными нарушениями зрения и слуха и детей с нарушениями развития языка («детская афазия»). Использование жестов ограничено для людей с двигательными нарушениями (церебральный паралич, синдром Ретта и др.)
Таким образом:
• с помощью жестов как средства поддерживающей коммуникации
дети приходят к непосредственному пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих; они впервые осознают смысл и значение языка, что является важной предпосылкой обучения устной речи; могут более понятно общаться, что сводит к минимуму неудачные попытки коммуникации;
• выполнение и восприятие жестов задействует различные
анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает
понимание сообщения;
• большинство жестов содержит явные признаки обозначаемого
объекта: форма, действие или существенное качество, что облегчает
запоминание и воспроизведение сказанного;• визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению за говорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);
• при жестикуляции говорящий автоматически замедляет скорость
речи, делает ударения на слоги или центральные слова и упрощает структуру предложения;
• путем визуального акцентирования важных для понимания ключевых
слов становится легче понять содержание разговора, поскольку воспринимая длинные предложения, ребенок может утратить главный смысл сообщения;
• в отличие от слов жесты предъявляются визуально, в медленном
темпе, что облегчает их понимание;
• понимание значений слов, сходных по звучанию, достигается
с помощью инструктирующих жестов, что позволяет избежать путаницы.
Если жестикулирует сам ребенок, то его пока еще слабо понятные устные высказывания можно легче интерпретировать;
• если ребенок имитирует определенные действия или предметы,
то речь уже идет о начальной символизации; использование жестов
стимул.
Преимущества и недостатки системы жестов.
Преимущества жестов по сравнению с другими средствами
поддерживающей коммуникации состоят в следующем:
- жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда
и везде в отличие от технических средств коммуникации;
- жесты располагают намного бóльшим «словарем», чем другие наборы
символов;
- другие неязыковые системы символов сосредоточивают внимание
на самой системе коммуникации (например, коммуникативные таблицы с картинками), тогда как при использовании жестов важно обращение непосредственно к партнеру.
Недостатки:
• Некоторые жесты понятны только «посвящённым».
• Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных
функций.
• Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как
их «произнесли».
• Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
Особенности обучения.
Обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных
знаний. Важно проявлять интерес к данной форме коммуникации
и готовность учить жесты вместе с ребенком. Наряду с этим нужно выбрать такую систему жестов, которая позволит постоянно расширять словарный запас.
Обучение жестам начинают с упражнений на осязание, их цель –
помочь ребенку осознать собственные руки. Движениям рук можно обучить с помощью игр на хватание, пальчиковой гимнастики и других упражнений.
В процессе обучения жестам целесообразно формировать умение
устанавливать зрительный контакт (например, с помощью упражнений на восприятие выражений лица). Поначалу нужно выражать жестами только те слова, которыми ребенок обозначает какое-то действие. Необходимо вовлекать в коммуникацию с помощью жестов и окружающих, например, путем составления книг всех жестов, которыми овладел ребенок."
Цитата из методического пособия «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»