Найти тему
Тёмный историк

Что писал Троцкий из Америки о Февральской революции?

В период Первой мировой войны один из вождей Октябрьской революции Лев Давидович Троцкий жил в Швейцарии, Франции, Испании и, затем, в США. Собственно, именно в Соединенных Штатах его застали новости о Февральской революции в России (хотя в Америке Троцкий находился не так долго, с января по конец марта 1917 года).

Конечно, вряд ли «ударники Февраля» предполагали, что своими действиями они во многом открыли «окно возможностей» для большевиков.

«Могучая лавина революции в полном ходу, — никакая сила человеческая её не остановит...»
«Могучая лавина революции в полном ходу, — никакая сила человеческая её не остановит...»

Достаточно лишь сказать, что и В. И. Ленин, и Л. Д. Троцкий прибыли в Россию именно в период Временного правительства. Они получили возможность действовать легально или полулегально, в обстановке слабеющей центральной власти.

Любопытно, что сам Лев Давидович быстро отреагировал на политические изменения в России статьей в газете «Новый мир» (Нью-Йорк, 16 марта 1917 года).

По-видимому, до США новости докатывались в несколько измененном формате, слухов хватало, что отразилось и на статье Троцкого. Но суть он обозначил верно: власть вроде как взяли либеральные думские деятели, но в их руках она останется недолго. Революция поглотит и их.

Надо сказать, что Троцкий оказался прав: по крайней мере, царское отречение привело к фактическому двоевластию. И к отмене монархии как таковой, ведь предполагаемому преемнику Николая II, великому князю Михаилу Александровичу, «временные» не смогли гарантировать даже физическую безопасность. А это означает, что ситуацию они уже не контролировали.

Выступление В. И. Ленина с Апрельскими тезисами с трибуны Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 4 апреля 1917 года. Да, Ленин приехал в Россию раньше Троцкого.
Выступление В. И. Ленина с Апрельскими тезисами с трибуны Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 4 апреля 1917 года. Да, Ленин приехал в Россию раньше Троцкого.

«Нет, рано Родзянки и Милюковы заговорили о порядке, и не завтра ещё наступит спокойствие на всколыхнувшейся Руси. Пласт за пластом будет теперь подниматься страна — все угнетенные, обездоленные, обобранные царизмом и правящими классами — на всем необъятном пространстве всероссийской тюрьмы народов. Петроградские события — только начало...» (с) Л. Д. Троцкий. Революция в России. Новый мир (Нью-Йорк), 1917 год.

Далее Троцкий фактически излагал дальнейшую «программу действий» красных (именно красных, большевиком Троцкий тогда ещё не являлся): уничтожить «реакцию» в России окончательно, а затем «протянуть руку дружбы» немецкому (и европейскому) пролетариату в целом.

Самое забавное в этой истории то, что уже в конце марта, после такой статьи, Л. Д. Троцкий... получил документы для возвращения в Россию (и не только он, конечно). Правда, по пути Льва Давидовича «притормозили» англичане, но в итоге Троцкого освободили... после обращения к британским властям «либерала» П. Н. Милюкова.

Павел Николаевич Милюков.
Павел Николаевич Милюков.

Нет, не подумайте, что ему был очень симпатичен Троцкий. Просто на Милюкова давил Петроградский Совет (а также большевики, в том числе Ленин).

Но сама ситуация, конечно, доставляет: министр Временного правительства Милюков просит у англичан пропустить в Россию Троцкого. Который уже буквально прямым текстом написал, что его цель — это удар по «временным».

«Уже вторая волна революции перекатится через головы Родзянок и Милюковых, озабоченных восстановлением порядка...» (с) Л. Д. Троцкий. Революция в России. Новый мир (Нью-Йорк), 1917 год.

Теперь даже можно было бы спросить у самого Милюкова — «что это: глупость или измена?»

Лев Троцкий на Финляндском вокзале, 4 мая 1917 года.
Лев Троцкий на Финляндском вокзале, 4 мая 1917 года.

Или просто полная потеря контроля за ситуацией уж тогда, весной 1917 года. Ведь если вы решили «воевать до победного конца», то, надо полагать, возвращение левых лидеров этой «борьбе» никак не поможет, верно? Тем не менее, Советы были уже тогда. И да, они еще не были лояльны большевикам. Но они и не были подконтрольны «официальной» власти, власти Милюкова, Гучкова или Родзянко.

К Троцкому же можно относиться как угодно (не самый симпатичный персонаж даже по меркам левых революционеров), но фактически он уже знал, что будет дальше. Странно, что этого не понимали «временные». Неужели они не читали статьи Ленина и Троцкого и не думали о противодействии?

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.