Найти тему
Неудобные люди

Для чего и кому нужна альтернативная коммуникация

Много перерыто материалов доступных бесплатно в интернете. Наткнулась на вот такое пособие, где охвачено, пусть и не полностью но довольно много способов АДК. Что-то и для меня стало новостью и открытием. Хочу поделиться с вами:) "Альтернативная коммуникация.


Все неголосовые системы общения называются альтернативным, но
альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).
Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом
к лицу с собеседником без использования речи.
Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно
сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей
дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она
представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи.
Дополнительная коммуникация означает коммуникацию,
дополняющую речь.

Поддерживающая коммуникация используется лицами, у которых
в силу врожденных или приобретенных расстройств вовсе отсутствует либо существенно ограничена устная речь. К ним относятся дети, подростки и взрослые с сохранным пониманием речи, но располагающие недостаточным арсеналом вербальных средств коммуникации и лишенные возможности оптимально выражать собственные потребности.
Поддерживающая коммуникация также обеспечивает
жизнедеятельность лиц с распадом речевой функции по причине
перенесенных черепно-мозговой травмы, инсульта.
В зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных
способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью выделяют три группы пользователей поддерживающей коммуникации.
Группа 1 – лица, для которых поддерживающая коммуникация
выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Как правило, это люди с церебральным параличом, не испытывающие ощущений от движений органов артикуляционного аппарата, не способные выполнять произвольные целенаправленные движения, переключаться с одной артикулемы на другую, что определяет качество фонетической стороны речи (тяжелая степень дизартрии).
Наличие тяжелого двигательного расстройства ограничивает выбор
существующих коммуникативных систем. В этом случае поддерживающая коммуникация будет являться дополнительным средством выражения  желаний, интересов, самочувствия, которое может использоваться постоянно, на протяжении всей жизни человека, сопровождать его в различных ситуациях жизнедеятельности. Особое значение здесь приобретает не столько развитие понимания речи, сколько предоставлениевозможностей для самовыражения с помощью средств поддерживающей коммуникации.

Группа 2 – лица, испытывающие трудности в овладении языком.
Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией). В этом случае поддерживающая коммуникация применяется временно и способствует формированию импрессивной и экспрессивной речи. В группу также входят лица, речь которых понятна только при наличии специальных дополнительных средств (например, при детском аутизме). Они фрагментарно пользуются устной речью.
Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация как поддержка устной речи.
Группа 3 – объединяет лиц, для которых устная речь как средство
коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также входят люди с нарушением слуха, аутизмом. Пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться. Основная цель заключается в создании предпосылок для понимания другой системы коммуникации и обучения ее использованию без опоры на устную речь.
В данном случае поддерживающая коммуникация выступает как
замещающий язык, полная альтернатива отсутствующей устной речи. Существующие различия свидетельствуют о необходимости реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении поддерживающей коммуникации, что предполагает учет организационно-структурных и содержательно-процессуальных особенностей проведения педагогических мероприятий с разными группами пользователей."

Цитата из методического пособия «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Фото не мое.
Фото не мое.

#неудобныелюди