Елена Васильевна Образцова – знаменитая советская, российская и зарубежная оперная певица, обладательница красивого и мощного меццо-сопрано, режиссер, актриса кино и драматического театра, педагог и профессор Московской консерватории.
Детство
В обычной семье рабочих 7 июля 1939 года на свет появилась девочка, которую нарекли Еленой. Лена родилась в предвоенном Ленинграде и в малолетнем возрасте пережила три страшных года блокады. Ее отец, Василий Алексеевич Образцов, был дипломированным инженером и с самого начала войны отправился на фронт. Ему посчастливилось выжить в кровожадной бойне, но вернуться в семью он смог лишь через год после победы над фашизмом.
Маленькая Лена вместе с матерью и бабушкой остались в осажденном городе без единого шанса выжить. Они жили в Ленинграде вплоть до 1943 года, пока их оттуда не переправили в укрытие по организованной через Ладожское озеро Дороге жизни. Елена познала цену жизни очень рано, после пережитого ужаса она все оставшиеся годы вспоминала 40-градусный мороз и километровую очередь, где стояли люди, жаждущие заполучить небольшой кусок сырого хлеба и продлить свое существование хотя бы еще на один день.
Она вспоминала человеческие трупы, которые абсолютно бесхозно лежали на улицах мертвого Ленинграда, вспоминала людей, которые умирали от холода, голода и изнеможения, присев на минуту отдохнуть на лавочку. Взрослая певица помнила, как ее матери приходилось варить ремни, чтобы только поддержать жизнь в себе и своем единственном ребенке. В ее памяти осталось то, что в городе поели всех живых существ, никого не осталось кроме крыс.
Это чувство ненасытности, постоянное желание кушать сопровождало знаменитую певицу всю ее жизнь. Она понимала, что еда на столе – это божий поцелуй, это счастье, которое непонятно человеку, не познавшему блокаду и голод. Елена никогда не понимала, как можно недоедать или выбрасывать еду, которая так трудно достается.
Время в эвакуации и послевоенные годы оказались не легче, ее матери пришлось устроиться на тяжелую работу, а девочку отдали в детский сад. Уже в 5-летнем возрасте маленькая Лена познала страсть к пению, ее концерты слушали все соседи. Голос девочки был необычно тонкий, будто комариный, у юной Елены получалось исполнять даже сложные отрывки из вальсов Штрауса.
Впервые на ее талант обратили внимание преподаватели в детском саду и отчаянно внушали матери, что нужно развивать вокальные способности ребенка. Тем не менее тяжелые времена вынуждали женщину думать о быте и заработке, у нее совсем не хватало сил заботиться о духовном развитии дочери.
Путь к музыкальной карьере
В 1956 году будущая певица закончила общеобразовательную школу и вопреки всем протестам родителей, которые хотели, чтобы дочь получила серьезную профессию, пошла учиться в музыкальную школу имени Петра Ильича Чайковского.
Именно тогда директором музыкальной школы П.А. Носковым был создан специальный вокальный класс для взрослых, руководителем которого была Анна Тимофеевна Куликова. У нее будущая певица брала уроки вокала на протяжении двух лет, пела в дуэтах, ансамблях, часто ей приходилось исполнять соло, выступая на школьных вечерах, в университетах, в клубах и на заводах.
Показательные концерты учащихся вокального курса проходили на сцене театра имени Антона Павловича Чехова. Во время очередного отчетного выступления меццо-сопрано Елены Образцовой заворожило директрису Ростовского музыкального училища М. А. Маньковскую, после чего она пригласила девушку стать ученицей Ростовского училища. По рекомендации Маньковской Елена поступила в училище, перескочив сразу один курс, и проучилась там ровно год.
Летом в 1958 году Елена Образцова поехала в свой родной город, где прошла прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Дело было в августе, когда основной конкурс уже завершился, но Образцовой посчастливилось попасть на дополнительный этап, где на одно место претендовало около сотни человек. На курс было принято всего три человека, в числе которых оказалась и Елена Образцова.
В консерватории Елене посчастливилось познакомиться с очень мудрой и талантливой преподавательницей вокала – Григорьевой Антониной Андреевной. Она видела, как юная девушка жаждала сразу же петь сложные романсы и большие арии. Однако терпеливо и деликатно объясняла ей, что нельзя начинать петь, не постигнув самых главных вокальных азов.
На третьем году обучения в музыкальной консерватории Елена Образцова участвовала в различных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, где юная певица заняла лидирующие позиции. Через некоторое время в 1963 году у нее состоялся дебют в Большом театре СССР, Елена Образцова получила роль Марины Мнишек в опере Борис Годунов. По словам самой знаменитой певицы, она вышла на главную сцену столицы без единой оркестровой репетиции в абсолютно обморочном состоянии. И если бы не коллеги, которые буквально выводили певицу под руки на сцену, возможно в тот день никакого бы представления не случилось.
После успешного дебюта Елене предлагали перевестись в Московскую консерваторию, однако она отказалась от этого и более того решила окончить учебу в Ленинградской консерватории экстерном, чтобы как можно скорее приступить к своей карьере певицы в Большом театре.
Она сдала выпускной экзамен в конце весны в 1964 году на самую высшую оценку «пять с плюсом», которую до этого в течение полувека еще никому не удавалось получить. В этом же году Елена стала солисткой Большого театра и уехала на свои первые гастроли в Милан. На итальянской сцене певица получила роль гувернантки в опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» и княжны Марьи в опере «Война и мир».
Творчество
Карьера Елены Образцовой развивалась очень быстро, за всю жизнь она успела исполнить более 80 ролей, среди которых Элен Безухова в опере Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир», Марфа в опере Модеста Мусоргского «Хованщина», Любаша в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» и многие другие. Певица большую часть жизни гастролировала по разным странам и выступала на самых главных мировых сценах. Ее коллегами и партнерами по постановкам были Лучано Паваротти, Монсеррат Кобалье, Джоан Сазерленд и многие другие знаменитые певцы.
Она сама себя описывала как авантюристку, ведь она ни разу в жизни не отказала ни одному дирижеру или режиссёру. Бывали моменты, когда ей предлагали партию, которую она не видела ни разу в жизни, но она все равно соглашалась. Иногда ей приходилось зубрить целое произведение за трое суток, и если с музыкой проблем практически не возникало, то вот с текстом, особенно иностранным, все было куда сложнее. На этот случай она писала шпаргалки и развешивала их по всему периметру сцены среди декораций.
Конечно, Елена Образцова пробовала себя не только в оперном искусстве, но и пела романсы, русские народные песни. Специально для ее голоса Георгий Васильевич Свиридов писал песни и романсы на стихи знаменитых русских поэтов и поэтесс («Десять песен», «Отчалившая Русь»). Образцова буквально была заложницей искусства, и говорила, что вся ее жизнь – это музыка.
Кроме того, Образцова испытала себя в качестве режиссера, она поставила собственную оперу в Большом театре под названием «Вертер» французского композитора Жюля Массне. Также артистка снялась в нескольких советских кинокартинах («Моя Кармен», «Сельская честь», «Веселая вдова») и играла в драматическом театре. Принимала участие в постановках Романа Виктюка.
Характер и внешность
Друзья описывали ее, как легкую, веселую, шкодливую и компанейскую женщину. Она была чрезвычайно красивой и изящной, она была настоящей женщиной со своими изюминками. Рост Елены Образцовой был 171 см, она была высока, стройна и элегантна, каждый ее образ играл яркими красками и завораживал любого, даже самого искушенного, зрителя.
Она умела по-настоящему радоваться каждой мелочи в жизни, как и любой ребенок блокады, она просто благодарила судьбу за еще один прожитый день. Радость ей доставляла семья, ее любимая работа, большое количество домашних питомцев, друзья, сад и большой дом, место где она могла быть спокойной. Сама Образцова неоднократно говорила, что ее радует буквально все, а вот если человек не радуется, значит он давно мертв в душе.
Елена по жизни имела уважение ко всем окружающим ее людям, начиная с уборщицы в театре и заканчивая знаменитыми режиссерами и коллегами. Она была очень коммуникабельным и позитивным человеком, старалась помочь всем вокруг, насколько у нее хватало сил. Всегда умела с людьми вести себя на равных, никогда не задирала нос и не ставила себя выше других. Она учила своего ребенка относиться ко всему в этом мире с такой же любовью, прощать обиды, терпеть и главное уважать.
Она была естественной, она была живой как на сцене, так и в жизни. Певица умела переносить все чувства и характер своего героя на саму себя, умела вживаться в роль и делать ее неповторимо естественной. Елена влюблялась, умирала, страдала, плакала и радовалась на сцене, заставляя тем самым переживать публику вместе с ней все те же чувства. Она буквально превращалась в глубокую старуху в опере «Пиковая дама», хотя находилась в достаточно юном возрасте, а в образе Кармен обретала какую-то невероятную легкость, космическую энергию, превращалась в настоящую женщину-кошку, которая готова умереть за свою любовь.
Елена Васильевна отличалась также особой требовательностью, но больше не к окружающим ее людям, а к самой себе. Она старалась все делать идеально, оттачивала свое мастерство на протяжении всей жизни.
Смерть
В 2014 году народной артистке поставили диагноз лейкемия на первой стадии, о том, что знаменитость борется с болезнью, знали только самые близкие. Врачи в один голос утверждали, что пока болезнь является излечимой, можно попробовать сделать пересадку косного мозга. Однако певица отказалась от операции, аргументируя это тем, что ей нужно очень много работать. Тем не менее через полгода случился рецидив, на фоне лейкоза у Елены Образцовой начало развиваться воспаление легких. Ее спасли русские врачи в московском Центре гематологии, однако не уставали говорить о необходимости операции. Певицу пришлось очень долго уговаривать, и в один момент после очередных неутешительных анализов она все же решилась поехать в Лейпциг.
Вопрос с немецкой клиникой решился буквально за один день, так как правительство России полностью оплатило лечение Елены Образцовой. Врачи Лейпцига сделала пересадку костного мозга, но на следующий день из-за «убийства» иммунной системы, у певицы развился сепсис. Врачи решили ввести ее в искусственную кому, из которой она так и не вышла. Внутренние органы Елены Образцовой начали планомерно отказывать, и этот процесс уже был необратим.
12 января 2015 года знаменитая и всеми любимая Елена Образцова, находясь в немецкой клинике в Лейпциге, спокойно отошла в иной мир. Через два дня было организовано массовое прощание с певицей в стенах Большого театра, а еще через день – отпевание в Храме Христа Спасителя, в тот же день Елена Образцова была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Елена Васильевна Образцова оправдала свою фамилию и стала истинным образцом и воплощением великого вокального искусства. Она была великолепной певицей, обладательницей красивейшего меццо-сопрано, она смогла покорить не только советскую публику, но и многие зарубежные сцены. Ее Кармен – это воплощение ее самой, сильная и независимая женщина, страстная и талантливая певица, нежная жена и любящая мать. Она смогла добиться невероятных высот, развить свои врожденные данные и показать это всему миру.
#елена образцова #опера #вокал #голос #меццо #большой театр #искусство #культура #знаменитость
Источник статьи: DamaGlamura.com