СССР, начало 80-х, Московская олимпиада и стремительно меняющаяся автомода. На смену классическим «квадратным» формам приходят угловато-рубленые, и никакого хрома в салоне, почти все заменяет пластик. Все это в полной мере присутствует в ВАЗ-2105, хотя она в своей основе– все те же советские «Жигули». С соответствующими ездовыми качествами и т. д. Однако внешне определить, что это за машина, даже тогдашним знатокам марки трудно: новомодные блок-фары, спрямленные кузовные панели, внутри удивляли необычные сиденья с большими подголовниками. Такой апгрейд вазовской «классики» сегодня кажется смешным, но тогда это был последний писк!
Отступление
«Пятерка» на своем примере показывает, как при определенных усилиях хоть что-то можно сделать на старой платформе фиатовских ВАЗов. Изменения не совсем пошли на пользу, поначалу выявилась масса детских «болезней», однако со временем с основными справились.Причем то, что тогда казалось революционным, сейчас воспринимается как архаизм и сплошное неудобство. И если поначалу данную модель любили за новый стиль, то сегодня он неактуален, и машина ценится за совершенно другие качества. Поэтому очень интересно вспомнить, за что любили модель, а за что ненавидели.
Дизайн – устаревший, надежность – уже не советская, коррозия по кузову
Помимо плохо проработанного салона, «пятерка» в негативном плане запомнилась как очень «ломучая» модель. Даже при хорошем уходе в ней могло отказать все, что угодно, даже тормоза. По этому поводу водители даже посмеивались: дескать, она способна сломаться, просто стоя в гараже. И если в первые годы выпуска модели постепенно избавлялись от изначальных огрехов, то потом наступил период некачественных комплектующих. Затем – плохая сборка. Поэтому надежность ВАЗ-2105 называли лотерейной, то есть как повезет.
Основная масса современных легковушек в антикоррозионной обработке не нуждается, чего не скажешь о «пятерке». Хотя технология покраски на заводе в Тольятти постепенно модернизировалась, по нынешним меркам она куда как далека от идеала. Поэтому вначале в кузовных панелях проявлялись «рыжики», а заканчивался сквозными дырищами где угодно, но преимущественно в порогах, в днище и крыльях. Причем с такой машины снять крылья было невозможно, как и произвести их замену – они были не прикручены, а напрочь приварены.
Наконец, непонятный дизайн. Он и не классический, в стиле ретро, и не модерновый. Кубизм, реализованный в «пятерке», пользовался популярностью недолго, и теперь остается лишь сказать: «Ну что с нее возьмешь?».
Подходящее авто для начинающих, дешевый ремонт
Если бы нашелся энтузиаст, придумавший идеальный тренажер для начинающего водителя и скороспелого владельца легковушки, то наверняка бы он многое взял от пятых «Жигулей». Давай-ка сам разберись, как менять шаровые, регулировать карбюратор или клапана… Казалось бы, сейчас такие навыки не нужны, но это не совсем так. Да, жители больших городах не будут долго ковыряться в двигателе в поисках ушедшей в пятое колесо искры зажигания,а банально вызовут эвакуатор. Зато в российской глубинке такие навыки весьма востребованы и сегодня.
Еще один плюс модели – простота конструкции, что обеспечивало автовладельцем доступность и дешевизну запчастей. Вдобавок практически любой автомобилист, имея под рукой лишь набор ключей, отвертку и парочку незатейливых «приспособ», мог собственноручно устранить проблему. То же самое можно сказать о возможностях для тюнинга ВАЗ-2105с целью повышения ее ходовых и эстетических качеств. В свое время многие авторынки были буквально забиты недорогими тюнинг-наборами для двигателя, подвески и т. д.
Современность: ареал обитания – провинция
Сегодня б/у «пятерка» на вторичном рынке не считается моделью для начинающих. Она скорее автомобиль для энтузиастов, способных нивелировать недостатки машины с помощью «толковых железок». И некоторые владельцы таких авто говорят, что они ездят там, где и танк не пройдет. Конечно же, это большое преувеличение, ибо ВАЗ-2105 никогда не отличался повышенной проходимостью. Зато можно категорично заявить, что видавшие виды «Жигули» данного поколения прочно осели в российской глубинке. А она, как известно начинается сразу за кольцевыми дорогами двух столиц…