Когда речь идет об авиации периода войны, самые противоречивые споры разгораются вокруг истребителя Поликарпова И-185. Проект задуманный в 1939-м году впечатляет своим замыслом.... увы так и не оцененный руководством и и непонятый потомками.
И-185-это был новый класс истребителей, говоря современным языком ударный истребитель, способный поражать не только воздушные цели, но и служить мощным фронтовым бомбардировщиком и штурмовиком. Универсальный самолет способный решать самый широкий круг задач без дополнительного перевооружения . До этого истребители несли бомбовую нагрузку и РС, но это была скорее попытка на действующий истребитель добавить универсализм.
Мощное вооружение: 3 пушки ШВАК 20 мм скомпонованное в носу самолета( на предполагаемые пять пушек не было синхронизаторов), вокруг двигателя, направляющие на 8 РС и четыре бомбодержателя с общей бомбовой нагрузкой 500 кг.
Для примера;
фронтовой бомбардировщик Су-2: 8 РС и 600 кг бомб, 4 × 7,62 мм ШКАС в крыльях и 2 × 7,62 мм ШКАС подвижных у стрелка-радиста,
штурмовик Ил-2 -400 кг бомб , 4 РС и пушки 2×23 мм ВЯ и 2×7,62 мм ШКАС.
Как видим И-185 мог достойно выглядеть как фронтовой бомбардировщик. И как истребитель тоже имел прекрасные характеристики. Первоначально он строился под 18-ти цилиндровый двигатель М-90, но двигатель так и не был доведен и первые испытания в начале 1941-го года истребитель проходил с двигателем М-81, но далее проходил испытания в ноябре 1941-го года
с двигателем М-71(1500/2000)-у земли — 560 км/ч на номинале, 600 км/ч на форсаже; на высоте 2000 м — 615 км/ч на номинале, 650 км/ч на форсаже; на высоте 3200 м (граница высотности 1-й скорости ПЦН) — 649 км/ч. на высоте 6100 м (граница высотности 2-й скорости ПЦН) скорость 680 км/ч, вес самолёта в этом полёте был 3735 кг
с мотором М-82А на совместных испытаниях с 13 апреля по 5 июля 1942 года (номинальная мощность у земли 1400 л.с., на 1-й границе высотности 2060 м 1540 л.с, на 2-й границе 5400 м – 1330 л.с.) показал максимальную скорость у земли на форсаже 549 км/ч, на высоте 6470 м — 615 км/ч.
Для сравнения Ла-5 с аналогичным двигателем показывал скорость у земли 509 км.ч, на высоте 6250м -580 км.ч, будучи на 500 кг легче
Да скорости скромнее по сравнению со скоростными ЯК-1; Як-3 и Ла-7, начиная с 1942-го года, но считаю сравнивать И-180 с ними как минимум не корректно. В 1942 -м был запущен в серию еще один универсальный солдат-Як-9. Именно он стал основной рабочей лошадкой ВВС РККА и имел показатели более скромные -максимальная скорость у земли 567 , на высоте 3650 м-591 км. Так же этот самолет выпускался с 37 -мм пушкой и 45-мм пушкой. был вариант бомбардировщик. Всего было выпущено 12 тысяч самолетов. В апреле 1944 г. появились первые серийные машины Як-9У с двигателем М-107А мощностью 1650л.с и скоростью 636км.ч (2500 м) 672км.ч (5000м) при весе 3204 кг.
Был бы ко двору И-185? Безусловно, когда в начале войны была огромная нехватка как истребителей, так и бомбардировщиков, и последние без сопровождения становились легкой жертвой немецких Ме-109. Но и далее, когда война уже шла к концу и Красная армия захватила господство в воздухе, такой самолет был очень нужен. Чем дальше к логову нацистов шла армия тем сильнее становился зенитный огонь и скоростной истребитель-бомбардировщик мог легче прорвать противовоздушную оборону. Над тем же Кенигсбергом.. где была небывалая концентрация зенитного огня , командование было вынуждено ограничить использование Ил-2 и вся нагрузка легла на скоростные Пе-2, и которые несли огромные потери...
И еще нередко встречается обвинение, что с металлическим крылом самолет был слишком дорогой. Не стоит забывать, что И-183 был еще и бомбардировщиком,, что и требовало повышенной прочности. И многих удивит , что немалая часть Як-9-й шел также с металлическим крылом, чтобы была возможность установить мощное вооружение и нести бомбовую нагрузку.
Имя Поликарпова навечно записано в книгу славы советского авиастроения, но по разным причинам не все его разработки пошли в серию, что безусловно вызывает сожаление.
Голосуйте, комментируйте и подписывайтесь на канал...