Найти тему
Свобода во Христе

Закон, завет и Посредник

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Когда читаешь с самого начала Послание апостола Павла к Евреям, то исследуя текст за текстом, наконец, подходишь к главному, что хотел выделить автор: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1).

Какова роль Первосвященника как посредника? Он «посредине» двух сторон и удовлетворяет интересы обеих. Он стоит на страже пожеланий как одной стороны, так и другой, чтобы обе они получили то, что записано в договоре между ними. Посредник – это гарант исполнения соглашения сторон.

Что такое завет с Богом? Наш договор, соглашение, союз.

Что получаем мы? Вечное Царство и вечную жизнь.

Что получает Бог? Бог получает нас.

Но стороны получают своё на определенном условии: соблюдение закона. Нарушение закона, прописанного в завете, делает договор недействительным.

Какова роль закона? Указывать на то, что есть грех, что ведет к расторжению завета, «ибо законом познается грех» , и «где нет закона, нет и преступления»(Рим.3:20; 4:15).

Какова цель закона? Наставлять в праведности Христа, «потому что конец закона – Христос к праведности всякого верующего» (Рим.10:4) и учить в качестве наставника, «детоводителя» (Гал.3:24) тому, что есть добро и что есть зло.

Какова роль завета? Предоставлять человеку возможность пребывать во Христе и наследовать Божьи обетования. «Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:5).

Какова цель завета? Соединить человека и Бога. «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр.8:10).

Цель эта достигается посредством Божьей благодати, - благодати Иисуса Христа. Так было как во времена ветхого завета, так и во времена завета нового.

Чем же ветхий завет отличается от нового?

«Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр.8:6).

Написано, что новый завет лучше. Чем лучше?

В ветхом завете посредником или гарантом исполнения завета был священник скинии. Он являлся прообразом Иисуса Христа. Всё держалось на будущей жертве Христа. В новом завете уже нет никакого прообраза - посредником выступает лично Сам Христос.

Что это за «лучшие обетования»? И о каком «недостатке» говорит апостол: «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр.8:7)?

«Недостаток» - это не ущербность. Завет, как и закон, был совершенным. Но его недоставало, его оказалось недостаточно, не хватило для спасения по причине нарушения закона и разрушения завета. Это произошло только потому, что люди не впустили закон в свое сердце, не возлюбили Бога.

«Лучшие обетования» - это не более значительные награды и не большее их обилие, а то что гарантом их получения теперь является не земной священник, не земная скиния и не кровь жертвенных животных, а лично Сам Божий Сын и Его кровь.

В результате разрушения первого договора потребовался договор новый. Но теперь гарантию его выполнения взял на Себя лично Божий Сын, взойдя на крест.

Посредниками ветхого завета служили символы и образы, которые воплотились в итоге в единого Посредника между Богом и человеками – в человека Иисуса Христа (1Тим.2:5). Именно это и есть главное, о чем говорит апостол Павел в послании к Евреям (Евр.8:1).