Био-арт зародился в 1990-х годах и сейчас стал перспективным направлением актуального искусства. Художники ставят перед собой вопросы о ценности жизни, сущности живых организмов, преобразовании живой природы и подчинении ее человеку. Знаковые работы био-арта помогут понять, в чем ценность искусства, главным инструментом которого является наука.
Мастера био-арта обращают внимание публики на то, что сейчас человек отдален от живой природы как никогда раньше. Оторванность от природы блокирует восприятие мира через органы чувств — обоняние, зрение, слух. Теоретик искусственного интеллекта Ханс Моравек утверждал, что в «постбиологическом» мире «…все мы будем закачивать наши души в память компьютеров или тела роботов и навсегда распростимся с нашей немощной плотью», но художники био-арта с ним не согласны.
Живые ткани, бактерии, микроорганизмы и эко-системы — все это становится материалом для создания арт-объектов. Произведения создаются не в мастерских, а в лабораториях, где художники-ученые могут использовать позднейшие достижения генной инженерии, клонирования и других биотехнологий. По этой причине кафедра клеточной биологии Гарвардского университета принимает работы, имеющие не только научную, но и художественную ценность.
Споры и разногласия
Био-арт — новое направление, поэтому его нельзя назвать искусством единомышленников. Среди художников ведутся теоретические споры о том, должны ли при создании произведений использоваться только живые формы или в него входят вообще все творческие проекты на тему биологии и медицины, независимо от способа создания.
С какого момента материя считается живой? Для разрешения этой проблемы стоит обратиться к истории возникновения био-арта. Сам термин был придуман Эдуардо Кацем в 1997 году, который так определил жанр своего перформанса-инсталляции «Капсула времени». Кац ввел в свое тело чип памяти, и после этого зритель мог с помощью интернета получить доступ к файлам, хранившимся на этом устройстве. В пространстве, где был совершен перформанс, были развешаны семейные фотографии художника, привлекая внимание к его личности. Суть акции заключалась в том, что Кац стремился разрушить границы между приватностью человеческого тела и общедоступным информационном полем, между естественным и механическим, между личностным и общественным. У Каца получилось стать киборгом, в воспоминания которого может проникнуть каждый человек.
Для создания проекта «Генезис» художник использовал кишечные палочки с закодированной в них ДНК-информацией. В микроорганизмах содержалась цитата из Книги Бытия: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями) и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Этой инсталляцией Кац прекратил споры об этической стороне био-арта, напомнив, что человек изначально был царем природы.
Можно ли изменить природу?
Самое известное произведение Каца — флуоресцентный кролик Альба, созданный в 2000-м году в лаборатории генной инженерии под Парижем. Художник вживил в эмбрион часть ДНК медузы, делающую ее светящейся в темноте. Генетический код прижился, и в результате эксперимента родился кролик, который мог светиться зеленым цветом. Кац говорил о своих достижениях: «Мы вступили в новую эру. Требуется новое искусство. Не имеет смысла использовать краски так же, как их использовали в пещерах». Кролик Каца вызвал много споров у зрителей и критиков о том, не нарушил ли художник этические границы.
Португальская художница Марта де Менезес в проекте Nature? изменила рисунок на крыльях бабочки, создав узор, которого раньше не было в природе. Геном насекомого не изменился, и новые рисунки не передавались потомству, поэтому произведения Марты де Менезес живут и умирают вместе с бабочками. Краткосрочное существование арт-объектов напоминает зрителям о смертности любого живого организма, каким бы сложным он не был.
Как далеко может зайти человек?
К произведениям био-арта также относятся и произведения современного искусства, связанные с исследованием человеческого тела. Перформанс Марины Абрамович «Ритм 0» 1974 года можно отнести к этому направлению. Художница разместила на столе 72 предмета, разрешив зрителям пользоваться ими как угодно, и позволила посетителям в течение 6 часов управлять собственным телом и движениями. Абрамович наблюдала, сколько боли может вытерпеть человеческое тело, и как далеко могут зайти окружающие, в попытках познать «телесное нутро».
Био-арт — неуловимое искусство, которое невозможно сохранить иначе, как на фотографиях, видеозаписях. Как и в других концептуальных направлениях, самое ценное в этом искусстве — идея, которую нельзя продать и выставить на аукцион. Кроме того, био-арт требует от зрителя осмысления, глубокой интеллектуальной работы, а не только чувственного восприятия. Такой подход тоже характерен для эпохи постмодернизма. Тем не менее, био-арт по своей сути традиционен. Он делает именно то, что делает искусство с древних времен: обращает внимание на прекрасное в природе, на те детали, которые человек не замечает в своей повседневной жизни.