- Батюшка, что такое патриархальная семья? Это когда жена голоса без команды не подаёт, сидит дома, где она никто и ничто, и делает только то, что муж скажет?
- Давайте разберёмся. Скажите, в 19 веке были патриархальные семьи?
- Да.
- А у крестьян?
- Тем более.
- Жил в Москве 19-го и начала 20-го века священник по имени Валентин Амфитеатров. Он был провидцем, исцелял людей. После его смерти, на его могилу часто посылала страждущих Святая Блаженная Матрона, говорила, что он велик пред Богом. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжающим из Москвы: «Зачем вы ко мне приезжаете? У вас в Москве есть священник лучше меня». Среди многих его прихожан были канонизированные ныне Святые. Они его почитали как Святого, но он сам ещё не канонизирован, хотя разговоры об этом ведутся. Но вернёмся к разговору о патриархальной семье.
Батюшка Валентин рассказал одному крестьянину, что у него умрёт жена. Тот испугался, сказал, что не может без неё жить. И священник сказал про единственный выход – он может умереть за неё. Тот с радостью согласился. И умер. Его жена прожила ещё много лет, а впоследствии была канонизирована, как Святая Мученица Матрёна Степановна Конюхова. Знакомая Святой Мученицы Анны Зерцаловой, тоже бывшей прихожанки батюшки Валентина.
Святые являются образцом для нас, они точно знают, как выполнить заповеди, в том числе и о семье. Скажите, у этих крестьян 19-го века была патриархальная семья?
- Да.
- А была ли в этой патриархальной семье жена ничем и никем?
- Конечно, нет.
- Итак, в христианской семье жена никем и ничем не является, так какие же отношения должны быть в патриархальной семье? Что такое семья с христианской точки зрения?
- Ну, муж, жена, дети.
- Не совсем я чётко задал вопрос. Я хотел спросить, чем семья является в общем смысле. А является она малой церковью. Что же, по слова Спасителя, отличает истинную Церковь?
- Что?
- Христос сказал, что истинных Его последователей можно будет узнавать по наличию любви. А что такое любовь?
- Когда желаешь кому-то хорошего.
- Правильно, когда желаешь хорошее объекту любви. В нашем языке любовью называют разные чувства, давайте разберёмся, какие нам нужны. Если я люблю куриный суп, думаю ли я о благе курицы?
- Нет.
- А о чьём?
- О … своём.
- Значит, кого я люблю в этом случае? Себя. А ведь мне может быть приятна не только курица. Вон, девушка красавица, если мне приятно на неё смотреть, то я о чьём благе думаю, своём или её?
- Своём.
- Это любовь, но не к девушке и не к курице, если я думаю о том, как будет приятно мне. Тогда курицу можно зарезать, чтобы вкусно поесть, а девушку облить кислотой, потому что отказала. А в христианском браке нужна любовь к другому человеку. И наличие или отсутствие этой любви – чёткое мерило того, чего стоят отношения. Во все времена. И в традиционных семьях, и в современных. Вспомните примеры разных семей и попробуйте посмотреть на них с этой точки зрения. Не станет ли многое ясным? Жена, бросающая мужа после аварии, заявляющая, что любит его, но ей сложно. Она кого любят? Муж, называющий себя христианином, запрещающий жене выходить без него из дома, боясь, что она уйдёт, делающий её жизнь с ним несчастливой, о чьём благе он думает? То есть, кого он любит? Если мужчина любит, он будет продолжать любить, даже если у жены выпали волосы после химеотерапии. Он никогда не ударит её, потому что любит. И жена будет слушаться мужа, потому что любит, а не потому, что иначе ей треснут – никто её не треснет, потому что муж любит. В настоящей патриархальной семье быть главой – это не значит иметь право стукнуть кулаком по столу и сказать: «Всё будет, как я сказал!». Быть главой семьи – это ответственность, желание наилучшего для других членов семьи. Что такое наилучшее? Спаситель сказал: «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами».
- Но как же, ведь написано, «жена да убоится мужа своего»?
- Это переводили с греческого языка, φοβει̃σθαι вообще можно перевести как «уважать, заботиться». И в толкованиях ясно написано, что это не страх наказания. Можно бояться огорчить. И даже ребёнка можно бояться в этом смысле.
- Некоторые современные мужчины говорят, что жена не должна работать, или учиться, а если пьёт или бьёт, то говорят ей, что должна терпеть.
- Сам бьёт и сам говорит, что должна терпеть? Великодушно прощать чужие обиды. А кого муж такой любит? Это – самый главный вопрос, хотя, конечно, можно задать и другие. Она должна терпеть, что ему пришло в голову с ней сделать, а он что должен? То, что сам хочет? И может судить свою жену, что она его не терпит? Хотя Христом сказано: «Не судите, да не судимы будете», а сам он неподсуден? Эту он догму христианскую, о неосуждении, он отвергает, и призывает по-христиански терпеть? Можно запутаться в демагогии, чего там кто имеет право и что должен. Доказать что-то можно лишь тому, кто хочет истины, а не чего-то другого. А ведь всё укладывается в один вопрос: кого человек любит? И пусть вас не смущает псевдохристианский антураж эгоистов. Господь велел смотреть не на слова человека, а на дела. Не на перетолковывание христианских истин к своей личной выгоде. Вот так искажается настоящий образ патриархальной семьи, где просто имеется в виду, что муж является её главой, но никак не тираном.
Настоящая христианская патриархальная семья – это взаимная любовь и соблюдение принципа «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой», а значит, уважение свободы друг друга. А муж должен быть главой семьи, чтобы не было как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».