Боролись, боролись, вот и напоролись...
В России решили ввести возможность освобождения от ответственности за коррупционные правонарушения.
В Государственную Думу Российской Федерации внесено два законопроекта:
- № 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения"
- № 1078988-7 "О внесении изменений в статьи 349-1 и 349-2 Трудового кодекса Российской Федерации (о совершенствовании мер ответственности за коррупционные правонарушения).
Они прошли уже первое чтение, и находится на втором.
Суть данных предложений
Она сводится к тому, чтобы дать возможность освободить физлицо от ответственности за несоблюдение ограничений, запретов и требований об урегулировании конфликта интересов и нарушение коррупционных норм в том случае, если это произошло по независящим от него обстоятельствам.
А после прекращения этих обстоятельств физлицо в месячный срок обязано выполнить ранее не соблюденные требования и ограничения.
Что относится к таким обстоятельствам?
- Эпидемии
- Теракты
- Стихийные бедствия
- Забастовки
- Военные действия
- Запретительные меры федеральных и региональных органов.
На физлицо возлагается обязанность доказать, что эти обстоятельства препятствовали ему своевременно выполнить требования и ограничения, возложенные на него.
При этом отдельно отмечено, что регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события или явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физлица, не могут являться независящими от физлица обстоятельствами.
При возникновении вышеуказанных обстоятельств физлицу необходимо в 3-хдневный срок сообщить об этом в специальную комиссию, которая даст оценку случившемуся и определит, являлись ли эти обстоятельства непреодолимыми.
Как будет работать данная норма на практике, в случае принятия, не известно. Но известно то, что нормы, регулирующие противодействие коррупции, должны быть максимально точно и конкретно прописаны, не давая возможности их вольного толкования.
К примеру
В 2020 году заработал институт внесудебного банкротства физических лиц (об этом мы уже писали), дающий возможность признать себя банкротом через многофункциональный центр (МФЦ) при условии, что у физлица имеется подтвержденная судебным актом задолженность в размере до 500 000 рублей, нет имущества и доходов.
Процедура бесплатная.
Одним из условий такого банкротства, является наличие постановления судебных приставов-исполнителей о возврате исполнительного производства и исполнительный лист возвращен ввиду отсутствия имущества (а иного исполнительно производства не возбуждено).
Наличие такого условия имеет содержит в себе коррупциогенный фактор, ставящий должника в прямую зависимость от воли судебного пристава-исполнителя. Будет его воля, он вернет исполнительное производство, не будет такой воли - не вернет.
Считаем, что принимая новые или изменяя старые правила поведения, необходимо тщательно проводить мероприятия по выявлению коррупциогенных факторов, не допуская прямой или косвенной зависимости от воли лиц, имеющих властные полномочия. В противном случае, вся работа по противодействию коррупции скатится "на нет".
---
Друзья! Подписывайтесь на канал «Основано на праве», ставьте лайк, делитесь ссылкой в социальных сетях, оставляйте в комментариях ваше мнение.
---
С уважением,
Юридический центр "Дом Права"