Найти в Дзене
Точка Zрения

Мир и война, идея и действие: что вдохновило декабристов на восстание?

«В Европе сапожник, чтоб барином стать, Бунтует, - понятное дело! У нас революцию сделала знать: В сапожники, что ль, захотела?…» Мысль порождает действие, и чтобы разобраться со вторым, начнем с первого. Что же заставило людей, живших далеко не самой бедной и зависимой жизнью, совершить попытку такого большого переворота, имевшего огромное значение для дальнейшей истории страны? Во-первых, это Отечественная война 1812 года. Поход русской армии во Францию показал, что существуют другая жизнь. Люди осознали, как несправедлив тот факт, что Россия живет хуже Европы, и что простые крестьяне, воевавшие бок о бок с дворянами, являются для помещиков обычной вещью, которую можно купить, продать, или убить. Во-вторых, огромное влияние на декабристов оказали работы деятелей эпохи Просвещения. «Имена знаменитых
Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана. 1830-е годы.
Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана. 1830-е годы.

«В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, - понятное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела?…»

Мысль порождает действие, и чтобы разобраться со вторым, начнем с первого. Что же заставило людей, живших далеко не самой бедной и зависимой жизнью, совершить попытку такого большого переворота, имевшего огромное значение для дальнейшей истории страны?

Во-первых, это Отечественная война 1812 года. Поход русской армии во Францию показал, что существуют другая жизнь. Люди осознали, как несправедлив тот факт, что Россия живет хуже Европы, и что простые крестьяне, воевавшие бок о бок с дворянами, являются для помещиков обычной вещью, которую можно купить, продать, или убить.

Н.С. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912 г.
Н.С. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912 г.

Во-вторых, огромное влияние на декабристов оказали работы деятелей эпохи Просвещения. «Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на родине», - писал декабрист Н.И. Тургенев. Французские просветители, по его словам, «как будто предприняли политическое воспитание европейского континента».

В XVIII в. интерес в России к идеям западноевропейской просветительской философии был велик. Теории общественного договора, естественного права, равенства всех перед законом, суверенитета народа, вера в силу общественного мнения, в право каждого человека на свободу проникали в сознание русских людей.

Распространению трудов просветителей помог тот факт, что в России в то время цензура была ослаблена, и многие произведения можно было купить в оригиналах, поступавших в страну. Еще, стоит отметить, что в начале 19 века большая часть русской аристократии думала и говорила на французском языке, что также способствовало большей осведомленности в вопросах мирового устройства.

Одним из главных идейных вдохновителей декабристов был Вольтер.

Вольтер. Работа  Николя де Ларжильера, 1724 г.
Вольтер. Работа Николя де Ларжильера, 1724 г.

Во-первых, он, как и многие, провозглашал основные лозунги Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Однако при этом, считал социальное неравенство необходимым, и думал, что общество должно состоять из богатых, образованных людей и тех, кто на них трудится, а монарху нужно опираться на просвещенную часть общества. Из этого видно, что декабристы не перенимали идеи полностью, а брали исключительно то, что подходило для конкретной ситуации.

Павел Иванович Пестель (один из наиболее известных декабристов) внушал товарищам мысль о необходимости чтения Вольтера н Гельвеция, "рассуждающих о возвышенных обязанностях человека-гражданина", подчеркивал, что без их понятий нельзя быть полезным "ни себе, ни обществу, ни отечеству".

Общественные идеалы Жана-Жака Руссо оказали глубокое влияние на демократические слои русского общества.

Морис Кантен де Латур. Портрет Жана-Жака Руссо. Пастель, около 1753 г.
Морис Кантен де Латур. Портрет Жана-Жака Руссо. Пастель, около 1753 г.

А. Н. Радищев, например, считал себя активным сторонником и приверженцем Руссо и очень высоко ценил его теорию общественного договора, пытался воспользоваться ею для оправдания народных восстаний и мятежей против помещичьей тирании и «неправосудия государя».

На следствии в 1826 г. почти каждому из декабристов задавался вопрос: "С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от сообщества ли или внушений других, или от чтения книг или сочинений в рукописях, и каких именно?" Большинство декабристов, в числе разных факторов, отмечали определенное влияние на формирование их воззрений произведений французских публицистов. Иногда это общие формулировки о чтении "политических книг" или "французских книг" - таковы показания И. И. Пущина, Е.П. Оболенского, П.Г. Каховского, А.А. Бестужева, М.Ф. Митькова, С.И. Муравьева-Апостола, чаще же, в следственных делах встречаются указания на конкретных авторов и их труды.

Таким образом, мы видим: декабристы, в своих суждениях опирались на просветителей. Но делали, это не заимствуя идеи полностью, а критически осмысляя идеологию Просвещения, используя ее применительно к конкретным политическим и социально-экономическим преобразованиям в России.