Когда бизнес растёт, нужно больше рабочих рук, поэтому предприниматели нанимают узких специалистов. Это выглядит логично: когда человек выполняет узкую функцию, его легко контролировать, планировать его работу, описывать его должностные инструкции и т. д. Но такой подход к найму губит ваш бизнес, и в этой статье я расскажу почему.
Пример неудачного сотрудничества с узким специалистом
У меня есть знакомая девушка-предприниматель из Нью-Йорка. В течение нескольких лет она горела идеей создать компанию, которая производит вкусное и полезное печенье. Полтора года она разрабатывала рецепт печенья без сахара, муки и молочных продуктов. Когда всё было готово, она сделала брендинг, заказала красивую упаковку, разработала торговую марку и перешла к продажам.
Каждый день она бегала по Манхэттену и предлагала это печенье разным кофешопам. В этом районе Нью-Йорка тысячи кофеен, поэтому её товар быстро обрёл популярность и начал пользоваться спросом. Со временем она перестала сама печь печенье, занималась только маркетингом и связывалась с потребителями. Но потом стало понятно, что у неё очень много времени уходит на посещение кофешопов и заключение сделок. Ей нужен был человек, который возьмёт эту функцию на себя. Для этого она наняла бодрую коммуникабельную девушку, которая целыми днями бегала по кофейням, предлагала печенье, собирала документы и т. д.
Моя знакомая допустила ошибку, которую совершает большая часть предпринимателей.
В чём ошибка
Так часто бывает: вы открываете бизнес, кому-то нужно работать на складе — вы нанимаете кладовщика, кто-то должен доставлять товар — нанимаете менеджера, который этим займётся. В результате в компании есть владелец, который отвечает за всё, и есть исполнители, которые выполняют маленькие примитивные функции.
Через некоторое время такой владелец будет перегружен. В его подчинении окажется несколько десятков людей, и всё его время будет уходить на поставку задач, проверку результатов и улаживание проблем. Из-за этого некому будет прописывать новые цели компании, разрабатывать стратегию развития, и компания перестанет расти. Чтобы этого избежать, вы должны строить организацию сверху вниз. У вас должны быть люди, которые отвечают за целые области, а не за одну функцию.
Как найти людей, которые возьмут на себя большие области ответственности
Женщина, которая продавала печенье, должна была выстроить коммуникацию с кандидатами так: «У нас потенциально мировой бренд, растущая компания, и мы ищем директора по маркетингу. Но, так как мы только начинаем, сначала придётся бегать по кофешопам, устанавливать связи с потребителями, изучать спрос и рынок. Однако со временем у вас появятся помощники: маркетологи, продавцы и другие специалисты, и вы сможете ими управлять». Ей нужно было искать человека с амбициями, того, кто готов побегать по кофешопам на первых порах, но в будущем стремится стать топ-менеджером.
Когда вы создаёте бизнес, не нанимайте тех, кто хочет брать ответственность только за узкие функции. Принимайте на работу людей, которые желают стать руководителями и управлять целыми областями. Да, у таких сотрудников на старте не будет всё идеально получаться, но желание руководить заставит их больше стараться.
Тогда с ростом компании нагрузка на вас как на владельца будет меньше, и вы не станете узким местом, из-за перегрузки которого бизнес остановится.
Чтобы правильно распределить зоны ответственности, возьмите лист бумаги и пропишите все функции, которые есть у вас в компании. Постарайтесь их сгруппировать и поделить на области, затем нарисуйте функциональную оргструктуру. Сделайте её такой, чтобы у одного человека в подчинении было максимум 5–7 сотрудников. Тогда вы чётко увидите, кого вам надо нанимать, сможете составить правильные объявления о найме.
Если вы не знаете, как правильно составить оргструктуру и увидеть узкие места компании, приходите на мой бесплатный мастер-класс «Как усилить свою команду и повысить эффективность бизнеса, чтобы выжить в трудные времена», где я расскажу об этом.
Выводы
Не нанимайте людей, которые готовы взять на себя только узкие области ответственности. Ищите сотрудников с амбициями руководителей.
Чтобы понять, кто нужен вашей компании в первую очередь, составьте оргструктуру и посмотрите, какие области являются узкими местами.
- Александр Высоцкий, основатель компании "Visotsky Consulting".
Делитесь в комментариях своим мнением по этому вопросу.
И конечно же, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в статьях!