Не зря говорят: "Лучшее - враг хорошего".
Не все попытки американцев совершить скачок в военное технологическое будущее можно назвать удачными. Например, эсминцы "Замволт", которые должны были выжигать врага боевыми лазерами и решетить электромагнитными пушками, пока не представляют собой какого-либо боевого потенциала. Максимум, что из них удалось выжать на сегодняшний день - неспешные прогулки в Перл-Харбор из их родной базы Сан-Диего. Довольно скромное достижение для корабля стоимостью более 4 миллиардов денег.
Другой пример неудавшегося военно-технического превосходства - корабли прибрежной зоны классов "Индепенденс" и "Фридом". Их история имела многообещающее начало, но сегодня американцы рассматривают на их место корабли иностранного производства.
С авианосцами тоже всё плохо?
США уже 12 лет не вводили в состав флота ничего, что можно назвать авианосцем. Оно и логично: целевая численность в 10 единиц достигнута, а срок службы класса "Нимиц" составляет 50 лет. Ранее темпы строительства составляли один корабль в 3-6 лет (прямо советская пятилетка), то есть после крайнего "Джорджа Буша" в строй должны были встать уже минимум два авианосца. Но не встало ни одного.
Имеющиеся корабли подвергались доработкам и модернизациям, благодаря чему уже три корабля класса могут работать с пятым поколением истребителей. Однако, несмотря на доработанную и хорошо зарекомендовавшую себя конструкцию, класс "Нимиц" однажды придется списать, а на его место нужно нечто новое.
С одной стороны, при разработке нового авианосца американцы проявили благоразумие и не стали пытаться создать очередное вундерваффе, отвергая то, что хорошо работало десятилетиями. При проектировании "Джеральда Форда" не ставилось сомнительных невыполнимых задач, таких как вдвое увеличить авиационную вместимость или обеспечить одновременный взлет тридцати самолетов. "Джеральд Форд" имеет те же габариты, и такой же численный состав авиагруппы, что и его 50-летний предшественник "Нимиц". В каком-то смысле, хотя "Форд" и спроектирован заново, он представляет собой глубокое переосмысление конструкции "Нимица".
Лучше во всём, но понемногу
При тех же габаритах и прежнем водоизмещении корабля 100 000 тонн, экипаж нового авианосца сокращен на 900 человек, что достигнуто благодаря оптимизации процессов обслуживания техники и внедрению новых систем автоматизации. Весь корпус авианосца пронизан оптоволокном, связывающим всё его оборудование в единую информационно-управляющую систему.
Благодаря оптимизации конструкции, полезная площадь полетной палубы увеличена. На палубе оборудованы 18 точек обслуживания самолетов, где они могут быть дозаправлены и оснащены боеприпасами. Доставку самолетов на палубу и снабжение их топливом и оружием должны обеспечить целых 11 лифтов.
Новое атомное сердце
Класс "Джеральд Форд" получил новые реакторы А1В, по два на каждый корабль. Они генерируют на 25% больше энергии, что необходимо для питания электромагнитных катапульт. Примечательно, что новые реакторы не требуют замены топливных элементов в течение всего срока эксплуатации, а это 50 лет!
Радиоэлектронное оборудование
Новые авианосцы получат двухдиапазонный радиолокационный комплекс DBR, в состав которого входят многофункциональный радар AN/SPY-3, разработанный для перспективных кораблей ВМС США, и 3-координатная РЛС VSR. В случае с авианосцами, AN/SPY-3 заменит двухкоординатные радары AN/SPS-67 и РЛС управления посадкой AN/SPN-41/46.
AN/SPY-3 обеспечивает трёхмерный обзор воздушного пространства и морской поверхности, сопровождение и распознавание целей, выдачу координат системам оружия, программирование автопилотов зенитных управляемых ракет, подсветку целей для полуактивных головок самонаведения ракет SM-2 и ESSM. При работе по поверхности радар позволяет обнаруживать перископы подводных лодок, плавающие мины и другие мелкие объекты, например полупогружные скоростные катера/мини-подводные лодки. Используется как навигационный радар. Может выполнять функции разведывательной радиоэлектронной системы, сопровождая цели в пассивном режиме, и обеспечивать контрбатарейную борьбу.
Радар объемного поиска VSR, в свою очередь, предназначен для дальнего обзора и целеуказания, заатмосферного обнаружения баллистических ракет, обнаружения и сопровождения низколетящих целей.
Авиагруппа
Авиационная вместимость "Джеральда Форда" приблизительно такая же, что и у "Нимица". С той лишь разницей, что новые корабли должны работать (спойлер - но пока не работают) с перспективными F-35 и беспилотной авиацией. Благодаря усовершенствованным системам запуска и посадки, новые авианосцы способны обеспечить 160 самолетовылетов в сутки, против 140 у класса "Нимиц", с возможностью увеличения до 220 в экстренных ситуациях.
Помимо самолетов 5-го поколения, на "Форде" будут размещаться истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты РЭБ EA-18G, вертолёты MH-60R/S, а также ударные, разведывательные и заправочные беспилотные летательные аппараты, например MQ-25.
Примером внедрения технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на электромагнитные EMALS, созданные на основе линейного электродвигателя. По замыслу, они должны разгонять боевые самолеты более плавно и избегать избыточных нагрузок на летательный аппарат и пилота. Электромагнитные катапульты должны обеспечить большую гибкость при выборе параметров запуска, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска БПЛА.
Помимо новой катапульты, нагрузки на самолеты и экипажи должны снизить турбоэлектрические аэрофинишёры фирмы General Atomics. Их отличие заключается в регулировании натяжения троса электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок.
Вооружение
Класс "Нимиц" вооружен ЗРК RIM-7 "Sea Sparrow", способным поражать цели на дистанции 1,5 - 30 км и высоте до 15000 метров.
На авианосцы класса "Джеральд Форд" будут устанавливаться более новые и совершенные RIM-162 ESSM с дальностью стрельбы до 50 км.
Помимо зенитной артиллерии, в ближней зоне защиту кораблей обеспечат ЗРК RIM-116, способные поражать низколетящие цели на высоте от 4 м от поверхности моря.
Хорошо в теории, но как на самом деле?
Изначальные планы предусматривали, что "Форд" войдет в состав флота в 2018 году. Однако, в назначенный срок представители флота запросили отсрочку полных ударных испытаний (FSST, это когда рядом с кораблем взрывают очень мощный подводный заряд), так как было известно, что катапульты, аэрофинишеры, лифты и радары ведут себя ненадежно даже в спокойных условиях. В связи с многочисленными поломками и доработками новых систем, сроки передачи флоту были сдвинуты к 2024 году.
На настоящий момент отказы устранены, испытания FSST были пройдены в 2021 году, и флот счел возможным вывести авианосец в морской поход уже во второй половине 2022 года. Это не будет боевая служба, скорее продолжение морских испытаний, которое пройдет в Атлантике, в зоне ответственности второго оперативного флота ВМС США. После развертывания авианосец уйдет на плановое техническое обслуживание. Ожидается, что боевую службу "Джеральд Форд" сможет полноценно нести в 2024 году.
Потенциальным источником трудностей являются новые технологии, в частности электромагнитная катапульта и новые аэрофинишеры. По состоянию на сентябрь 2018 года катапульта отработала 747 запусков, в течение которых потерпела 10 критических отказов, что в 10 раз ниже требований флота. Конструктивные особенности не позволяют ремонтировать одну катапульту, пока работают другие, то есть на время ремонта полеты останавливаются вообще. Более того, после отключения неисправной катапульты, прежде чем приступить к обслуживанию необходимо ожидать около двух часов.
Есть сомнения и касаемо заявленной плавности запуска и снижения нагрузки на самолет и пилота. По данным 2017 года, самолеты F/A-18 не могли взлетать с подвесными топливными баками из-за чрезмерной нагрузки на крыло. Опрошенные лётчики утверждали, что при запуске самолета с EMALS они не могли контролировать приборы из-за перегрузок и сильной боли.
На сегодняшний день на первом корабле проекта проведено более 8000 циклов взлет/посадка. Отдельные недоработки удалось устранить настройкой ПО, но вряд ли процесс внедрения EMALS можно считать завершенным.
Хотя корабль и рассчитан на работу с F-35, на настоящий момент неизвестно, будут ли эти самолеты в составе авиагруппы во время первого похода. Причина - всё те же сложности с катапультой и финишером.
"Форд" испытывал и другие неполадки, включая проблемы с силовой установкой. В частности, из-за выхода из строя трансформатора, какое-то время авианосец работал на трех главных генераторах из четырех. В 2019 году корабль прерывал ходовые испытания из-за аварии паровой турбины, вследствие которой потребовался капитальный ремонт.
И это далеко не полный перечень технических сложностей, которые уже пережил суперавианосец, еще не приступивший к боевой службе.
Что же дальше?
Класс "Джеральд Форд", как и другие американские проекты XXI века, разрывается от противоречий. На успешную реализацию программы давят несколько взаимоисключающих факторов: стремление получить супер-оружие, доминирующее во всём Мировом океане, оснащенное новыми технологическими решениями, но при этом надежное, и в рамках ограниченного бюджета, да ещё и с дальнейшим сокращением расходов на эксплуатацию.
Да, именно так. При стоимости в три раза выше, чем у класса "Нимиц", американцы планируют сэкономить за счет сокращения экипажа на 900 человек.
Тем не менее, нужно признать, что у американцев самый большой опыт постройки и эксплуатации авианосцев. С техническими трудностями сталкиваются все счастливые обладатели авианесущих кораблей. Французы регулярно мучаются с "Шарлем де Голлем" как раз из-за катапульты и силовой установки. Англичане, оценив потенциальный объем проблем с катапультами, вообще отказались от этого удовольствия при постройке "Королевы Елизаветы" и "Принца Уэльского", и решили размещать только самолеты с вертикальным или укороченным взлетом.
США прошли нелегкий путь при создании современных кораблей класса "Нимиц" и "Джеральд Форд", и многие знания в этой области достались американскому флоту ценой аварий и человеческих жизней. Скорее всего, со временем класс "Джеральд Форд" доработают, и он войдет в боевой состав флота и постепенно заменит класс "Нимиц". Но вряд ли это произойдет скоро.
#авианосец сша #флот #вмс #корабль #нато #оружие #военная техника #вооружение #телеграм канал