Найти тему
10,1K подписчиков

Основатель "милицейских" концертов, родитель СЛОНа, крушитель "сухого закона" (Об импозантном профессионале революции А.Рыкове)

1,5K прочитали

Из цикла "ПлЕменные революционеры"

С фотографии смотрит холеный господин с ухоженной бородкой, вьющимися волосами. Артист, не иначе. Кстати, очень похож на известного актера и декламатора Александра Михайлова. Или Михайлов - на него. Встречайте, профессиональный революционер, подхвативший у больного Ленина эстафетную палочку руления правительством Советского Союза, - Алексей Иванович Рыков.

Это не Александр Михайлов. Это Алексей Рыков
Это не Александр Михайлов. Это Алексей Рыков

Алешенька - кукарчонок

Кстати, профессиональным революционером Рыков любил называть себя сам, отвечая на анкетные вопросы о роде его занятий. Возможно, "профессионалом" он стал еще в колыбели, ведь родился Алешенька в черном (от позора цареубийства) для России 1881 году, буквально за две недели до злодейской расправы т.н. "народовольцев" над Государем Александром II, за которым озверевшие предтечи Рыкова устроили настоящую охоту.

1 марта 1881 г. - день позора России
1 марта 1881 г. - день позора России

Людской стон боли и гнева от потери Царя-Освободителя прокатился по России и смешался с криком младенца, издаваемым из деревянной колыбельки в слободской избе поселения с чудным названием Кукарка.

Кто-то из экспертов-лингвистов много позже выдвинет версию, что Ленин, говоря о том, "что даже кухаркины дети смогут управлять государством", имел ввиду выходцев из поселка Кукарки - помимо Рыкова, оттуда еще и Вячеслав Молотов (оба - "порулили" Совнаркомом), да и "комендант Кремля" Павел Мальков тоже кукаренец. Или кукарчук. Или кукарчонок. Короче, тоже "Кукаркин сын".

Бодались гимназические учителя-телята с дубком

Но, языковые упражнения оставим лингвистам, поскольку Алеша Рыков взрослеет не по дням, а по часам, и даже раннее сиротство оказалось не в силах подкосить мощь растущего молодого дубка. Дубок оказался крепким и упрямым, к наукам техническим относился уважительно, а вот языки не любил, да и не давались они ему особо.

За нелюбовью к языкам потянулись и дерзновенные наезды на учителей, и отказ посещать церковные богослужения. Происходило все это уже в "городе золотых огней" Саратове, куда семья Рыковых перебазировалась под руководством старшей сестры, взявшей на себя материнские обязанности.

Каток во дворе Саратовской гимназии Алеша посещал
Каток во дворе Саратовской гимназии Алеша посещал

А вот домовую церковь Кирилла и Мефодия обходил стороной
А вот домовую церковь Кирилла и Мефодия обходил стороной

Понятное дело, что к окончанию гимназии у Алексея в карманах гулял вольный ветер, а на молочко с хлебушком он с 13 лет зарабатывал, натаскивая своих ровесников в решении математических и физических задачек. Учителя вполне уважительно относились к задиристому вихрастому пацану, вот что писал директор гимназии в выпускной характеристики Рыкова:

... происходит из крестьянской среды, чем до некоторой степени можно объяснить угловатость его манер... В общении с преподавателями нередко проявлял излишнюю развязность и в беседах с ними обнаруживал некоторое свободомыслие...
За уроками обнаруживал достаточное внимание, но письменные работы исполнял не всегда с должным старанием, особенно по древним языкам. По своему умственному развитию Рыков может считаться достаточно подготовленным к получению высшего образования; что же касается его дальнейшего поведения, то оно в значительной мере будет зависеть от той среды, в которую ему удастся попасть впоследствии.
Материальное положение его крайне плохое, так как он круглый сирота и воспитывался в гимназии на скудное жалованье сестры,.. причем последние два года жил исключительно уроками

Сравните с сегодняшними отписками-характеристиками, где ничего полезного, кроме "с товарищами поддерживает ровные отношения", найти не удастся.

"Четверка" тогда - это как 30 баллов по ЕГЭ сейчас

Поведение молодого "буянчика" было оценено 4-кой (по 12-бальной системе), что исключало возможность поступления абитуриента в столичные университеты. А вот Казанский универ свои двери распахнул, обеспечив себе головную боль от деятельности кудрявого смутьяна.

Как красноперка в Волгу, нырнул Рыков-студент в среду казанских марксистских кружков, с 1-го курса развив такую антигосударственную деятельность, что полиция просто не могла не обратить на него своего укоризненно-гуманного и озабоченно-воспитательного взгляда.

Кумир волжского студента-красноперки
Кумир волжского студента-красноперки

Паренька пожурили и "строго" наказали, отправив исправляться в ставший родным Саратов. Удивительно еще, что в Зимнем дворце должность управделами не предложили.

"...Я также против выстрелов в упор" (с)

Вообще, сколько читаешь про "жестокости" и "зверства" царской полиции, столько удивляешься верху беспредельного гуманизма власти по отношению к негодяям и мерзавцам, разрушающим великую страну. Никакие "сюси-пуси" на этих отморозков, обкуренных чтением "Капитала", не действовали.

Построже бы надо было, дяденьки жандармы
Построже бы надо было, дяденьки жандармы

Придя к власти, они будут за малейший вопросительный взгляд, за простое несогласие с их античеловечной политикой стрелять в лоб, в затылок, неважно куда, но, главное, в упор, наслаждаясь своей революционной меткостью и целкостью, а также фонтанчиками чужой крови, "освежающей" их когтистые пальцы и звериные физиономии.

Джентльмен удачи

До власти, впрочем, Рыкову и его дружкам, было еще далеко. Но покататься по Германиям-Франциям-Швейцариям для революционных организмов было просто необычайно полезно. Потому Рыкову партийные админы выдают ворох паспортов на разные имена, пачки дензнаков (профессиональные революционеры должны быть при деньгах!) и отправляют в загрантурне, набраться сил перед очередным подрывным вояжем в Россию.

Если завтра в Париж, если завтра в Берлин....
Если завтра в Париж, если завтра в Берлин....

Пересказ рыковских катаний "туда-сюда-обратно" занял бы много места и времени, но общим в этом транспортно-гостиничном романе были европейские пивные и ресторации, мягкие вагончики и ... аресты по прибытию в Россию. То ли Рыков был такой невезучий, то ли его холеный вид привлекал внимание жандармов, но маршрут Алексея Ивановича по прибытию на родину не менялся: "вокзал - околоток - изолятор - ссылка - самовольная отлучка - вокзал - заграница".

Я думаю, он даже не переживал особо при очередном, ...надцатом задержании по прибытии, утешая себя формулой удачи:

Быстрее арестуют - быстрее окажусь вновь в заграничном раю

Уж очень нравились Рыкову западные магазинчики, пиршество товаров, веселые публичные домики с красными фонариками. Хотя, мужик-то он был видный, дамы могли ему и бесплатно свою любовь и ласку подарить. Тем более, супруга Нина Маршак (уметнувшаяся к Иванычу от другого революционерчика-коминтерновца Иосифа Ароновича Таршиса-Пятницкого) была занята "на хозяйстве" и мужнины загранпоходы "левым маршем" не контролировала.

Псевдоним по Фрейду

Тут и семнадцатый год подоспел с его метельно-буржуазным февралем и кроваво-красным октябрем. Рыкова нашли в какой-то тайге, где он водил пьяные хороводы с песнями и плясками под ручку с дружком-собутыльником Сашком Шотманом, привезли под светлые очи Ильича, который иначе как Власовым (типа, псевдоним - ну не могут они без псевдонимов!) Рыкова не называл.

Хорошо позаседали, Иваныч? Отлично, Ильич!
Хорошо позаседали, Иваныч? Отлично, Ильич!

Власов, Власов - все-таки старик Фрейд был прав, случайностей и оговорочек в этом мире не бывает. Через 25 лет другой Власов пойдет против своей Родины, но это уже будет и другая история.

Моя милиция, меня береги! Моя водочка, в рюмку беги!

Дальше начнутся качания и шатания Рыкова-Власова, как одного из боссов партии и правительства. Он будет то за НЭП, то против него, то за крепкого середняка, то за нищие комбеды, будет ошибаться и каяться, снова назначаться и сниматься с постов, но останется в памяти народной двумя основными (можно сказать, историческими) указами:

1. За 9 (девять!) дней осени 1917 года, что Рыков был в должности наркома внутренних дел, он успел подписать декрет "О рабочей милиции". С тех пор 10 ноября сотрудники правоохранительных органов отмечают свой профессиональный праздник. Получается, что и ежегодными прекрасными концертами на День милиции мы обязаны Алексею Ивановичу.

2. В декабре 1924 года, в должности председателя Совнаркома, подписал указ об отмене сухого закона, действовавшего еще с начала Первой мировой войны.

На прилавки поступила первая советская водка - прозванная в народе "рыковка", по фамилии автора указа. По этому поводу Михаил Булгаков записал в своем дневнике:

"В Москве событие - выпустили 30° водку, которую публика с полным основанием назвала "рыковкой". Отличается она от царской водки тем, что на десять градусов она слабее, хуже на вкус и в четыре раза ее дороже"

Водочные денежки потекли в бюджет страны, и это главное. Про удовольствие народа от процесса потребления вожди не задумывались, тем более им самим поставлялись классические сорокоградусные образцы, а некоторые историки настаивают на том, что сам Глава правительства особенно уважал напиток крепостью 60 градусов!

После демонстрации намечается гранд-пьянка Иванычей - Миши, Леши и Коляна!
После демонстрации намечается гранд-пьянка Иванычей - Миши, Леши и Коляна!

Почему-то не удивлюсь, если такие бленды и купажи готовились специально для Рыкова, по его виду и имиджу заметна любовь к роскоши. Кремлевская квартира, автомобили, спецобслуживание - все было как полагается профессиональным революционерам.

Советская историография в действии - братья Гримм, Шарль Перро и Г.-Х.Андерсен плачут в сторонке

Умиляли строки советских историков в исторических эссе о Рыкове и ему подобным.

Профессор-сказочник Александр Сергеевич. Только не Пушкин, а Сенин.
Профессор-сказочник Александр Сергеевич. Только не Пушкин, а Сенин.

Не могу удержаться, чтобы не привести отрывок из творчества г-на Александра Сенина, профессора РГГУ, который пишет следующее:

На плечи Алексея Ивановича легла величайшая ответственность. Он трудился с неслыханным напряжением. Чтобы вынести в один из обычных дней суждение о целесообразности предложения Химического отдела, председатель ВСНХ должен был предшествующей ночью, съев за сутки 100 г хлеба, кусок вяленой воблы и выпив три кружки кипятку без сахара, изучить месячные сообщения секций и главков шамотного, спичечного, табачного, кости, крахмала, масла, красок и лаков, бумаги, шиферного, кожевенного, стройматериалов, химической основы, химико-древесного, цементного, спирта, сахара, жиров, щетины, москательного, механического, электрохимического, взрывчатых веществ, анилина, фармацевтических заводов, резины, стекла, выработать свое мнение и дать в этой связи ряд поручений секретариату. Таких ночей и таких суток было тогда ежегодно десятки и сотни.

Оставлю без комментариев перечисление изделий по отраслям промышленности, взятое из справочника молодого рабочего, но про "съеденные за сутки 100 г хлеба, кусок вяленой воблы и выпитые три кружки кипятку без сахара" скажу - сила! Силища!! Браво, профессор!!!

СЛОН рыковской породы

Может быть, большой ученый Сенин не в тот архив заглянул и привел дневной рацион заключенного СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), который, к слову сказать, и основал сенинский кумир Алексей Иванович Рыков, подписавший соответствующее постановление в ноябре 1923 и активно его курировавший.

Очередной набор "энтузиастов"-рыковцев следует на Соловки
Очередной набор "энтузиастов"-рыковцев следует на Соловки

Сам-то партийный функционер и "профессиональный революционер" Рыков был прикреплен к системе "совнаркомовских" продовольственных пайков, которая предусматривала выделение на каждого члена семьи ответственного работника 12 наименований продуктов, в том числе 4 кг мяса и 4 кг рыбы в месяц. Семья Рыкова, состоящая из трех человек, соответственно получала дюжину кило мяса, столько же рыбы и много других всяческих вкусностей.

Здоровая пища для профессиональных революционеров

Каких вкусностей? Об этом хорошо написано в воспоминаниях у Галины Кравченко, невестки рыковского соратника Льва Каменева.

"Сказочная жизнь, сказочная... Квартира на Манежной площади... Шесть комнат... Я ездила за обедами... Везли в судках - не остывало, это же близко от Кремля, а машине нашей - везде зеленый свет.
Обеды были на двоих, но девять человек были сыты этими обедами. К обедам давалось всегда полкило масла и полкило черной икры. Можно было взять гастрономию, сладости, спиртное. Вот такие рыбины. Чудные отбивные..."

Ну, никак тут воблой сушеной не пахнет, не правда ли? Добавлю только, что в 1921 году в кремлевских квартирах проживало около 60 семей профессиональных революционеров.

Эх, хорошо в стране Советской жить! А в Кремле - еще лучше!
Эх, хорошо в стране Советской жить! А в Кремле - еще лучше!

Практически все имели нянь для детей, прислугу (!), а рыковские корефаны Цюрупа и Луначарский ежедневно брали в спецстоловой по семь обедов. Интересно, в "голодный" обморок Цюрупа до обеда падал или после?

Сколь веревочка ни вейся...

Синусоида кремлевских горок с раскаяниями и возвращениями на посты различной высоты и значимости все же надломилась и привела к сворачиванию карьеры профессионального революционера. В 1930 году его вывели из состава Политбюро и попросили с кресла Председателя Совнаркома РСФСР. Но дали еще один шанс на посту наркома почт и телеграфов Союза.

Time, it needs time... Но, похоже, время Алексея Ивановича кончилось
Time, it needs time... Но, похоже, время Алексея Ивановича кончилось

В 1937 году Алексей Иванович Рыков был исключен из ЦК партии и арестован по делу «Правотроцкистского антисоветского блока».

В последнем слове заявил:

«Я хочу, чтобы те, кто ещё не разоблачен и не разоружился, чтобы они немедленно и открыто это сделали… помочь правительству разоблачить и ликвидировать остатки охвостья контрреволюционной организации»

И охвостье, и орожье, и окопытье от старого коника, представляющего большевиков-разрушителей, было уничтожено накануне Великой войны, которую СССР не имел права проиграть.

Ликвидировать остатки охвостья будете уже без меня
Ликвидировать остатки охвостья будете уже без меня

Но Алексей Иванович Рыков этого уже не увидел, поскольку в марте 1938 был расстрелян по приговору суда.

Революция скушала еще одного своего профессионального сынка.

И не поперхнулась.