Найти тему

Маргарет Грэм "Истерли Холл"

Истерли Холл - прекрасное английское  поместье, спроектированное итальянским архитектором во времена Георга III, в начале двадцатого века выкупленное разбогатевшим торговцем Брамптоном, купившим не только "родовое поместье", но и пэрство.

Классическая антитеза: любовь и взаимопонимание шахтерской семьи Форбс против черствости и жестокости (вплоть до избиения собственного сына) богатых Брамптонов.


Дети примерно одного возраста. Джек Форбс - душа  шахтерских восстаний, сильный, надежный, добрый. Оберон Брамптон -  на первый взгляд слабый, безвольный наследник. Леди Вероника - суфражистка, мечтающая вовсе не о любви, а о собственном деле и пути. И Эви - душа семьи, душа Истона, цельная натура, несмотря на свои 16 лет. Именно она - опора и поддержка, стержень, на котором держится сначала семья, а впоследствии и Истерли Холл.


Что общего у отпрысков богатого семейства и вкалывающих в поте лица Форбсов? Честь. Вера. Любовь.

Начинала читать тяжело. После январских праздников хотелось, пожалуй, чего-то более легкого. Повествование же о тяжелейшем шахтерском труде и издевательствах старшего Брамптона напрягали, герои никак не становились "своими". Однако не заметила, как втянулась. И вот уже вместе с семьей Эви с радостью провожу выходной день на добыче морского угля. Вместе с ней переживаю зарождение первого чувства - влюбленность в Саймона. И задумываюсь: а на самом ли деле Саймон так же искренен, как Эви, так же самоотвержен?


А потом наблюдаю за молодым Обероном и уже с ним вновь и вновь возвращаюсь мысленно к первой встрече с Эви. И мне почему-то хочется, чтобы эти двое, несмотря на сословную пропасть, были вместе.

Нельзя сказать, что жизнь шахтеров, их каторжный труд показаны подробно - скорее, штрихами. Основное внимание сосредоточено на поместье. Однако самая трогательная  сцена гибель младшего брата Эви на шахтах.  Повтор слова "чёртов" помогает Маргарет Грэм передать растерянность и бессилие старшего брата.


"Они добрались до узкой колеи, когда раздался звук сирены. Кто-то погиб. Но не его «кто-то». Нет, не его. Шахтеры все подходили и подходили, но, когда он появился, они расступились, как воды этого чертова Красного моря, и тогда он понял: это его «кто-то». Это его прекрасный, любимый «кто-то» лежал на рельсах, раздавленный, как чертова муха. Он опустился на колени, зная уже, что Тимми мертв. Но этого не может быть, у него же еще остался один солдатик не раскрашенный. Он перевернул тело. Это был он, его юный, прекрасный Тимми, и он больше не прекрасный, он больше не Тимми, это что-то другое, и его мать не должна увидеть его таким" .


Образ оловянного солдатика, которых Тимми собирал, сам раскрашивал, стали символом стойкого ребёнка, вынужденного работать с малолетства на шахте.


"Джек сидел за кухонным столом и раскрашивал последнего оловянного солдатика. Мама сказала:
– Зачем ты делаешь это, Джек, мальчик. Оставь как есть. Отдохни.
Эви понимала зачем. Она всегда понимала Джека.
– Нужно их закончить, потому что они понадобятся Тимми. Они должны быть с ним".

Вторая книга оправдывает свое название: повествование с бытовых описаний Истерли Холла переходит на военные события.

Взгляд на первую мировую войну глазами простого шахтёра. Мы, воспитанные на книгах о Великой Отечественной, мало что знаем о Великой войне, тем более со стороны простого солдата.


Непонимание, зачем нужна война. Её восприятие в начале - "мужчинам нужна игра в солдатики", убеждённость, что всё закончится к Рождеству.
Затем отрезвление: первый бой начался "без подготовки, как-то сразу".


Первая страшная потеря: погиб Мартин -  марра, с которым привык делить всё: и работу, и кусок хлеба, и драку, а похоронить его возможности нет.
Глазами Грейс мы видим  ужасы, которые переживает  сестра милосердия на фронте.


"Она собирала войну по кусочкам, но сама оставалась в безопасности".


В Истерли Холл открывают госпиталь для раненых, организация которого ложится на плечи заботливой Эви. Война сглаживает социальное неравенство: хозяйская дочь и повариха становятся подругами. Их объединяет работа по благоустройству госпиталя и переживания о близких, которые воюют.

Очень интересно представлена война через звук - не взрывов или стонов. "Звук войны - мухи". Трудно не согласиться с подобным определением.

Да, война была страшной, но вряд ли следующая с ней сравнится и по кровопролитию, и по отношению людей друг к другу. Грэм противопоставит два эпизода - пленение Оберона в 1915 году и пленение Джеймса, его племянника, в 1937.


Вот рассуждения Оберона:


"Что это за война такая, где офицерам позволено посылать за своими портными; но немцы, конечно же, требовали, чтобы все военнопленные были одеты по форме, чтобы отдавать честь своим хозяевам. Гражданская одежда тоже допускалась, но в нее должна была быть вшита желтая полоса. Тем не менее то, что мог вшить один портной, мог распороть другой – если кому-то вдруг захотелось бы бежать. У своего портного он заказал серую форму, что, вероятно, удивило его, но цвет хаки слишком быстро выдал бы его, вздумай он убежать.
Им также разрешалось поддерживать контакт со своими банками, и на свои деньги он мог позволить себе покупать еду из деревни, правда, из-за блокады Антанты дефицит рос все быстрее. В лагере им приходилось менять деньги на ту валюту, которая была здесь в ходу".


А вот лагерь в Испании.


"Джеймса вместе с остальными схватили солдаты и поволокли по земле. Он изо всех сил сопротивлялся, изгибаясь и выкручиваясь, потому что солдаты тащили их к выкопанной яме.
Теперь все они сопротивлялись, и на землю потекли струйки крови, потому что зазубренные камни оставляли глубокие царапины на ногах, но все это ни к чему не привело. Их подтащили к краю ямы. Охранники силой снова поставили их на колени. Джеймс похолодел. Несколько солдат нацелили винтовки на копателей, жестом показывая им, чтобы они вылезали из ямы. Группа вскарабкалась наверх. Их окружили и под дулами винтовок отогнали подальше.Гарсия приблизился к шеренге, стоявшей на коленях. Они смотрели, как он задержался на какой-то момент рядом с Джеймсом, потом вынул из кобуры револьвер. Все, казалось, происходило в замедленном режиме. Выстрела не последовало. Джеймс снова перевел дух, а Гарсия зашел им за спины, и Джеймс почувствовал запах чеснока.Послышался выстрел, и в воздухе запахло порохом. Бойо упал рядом с ним, мертвый, с пулей в затылке. Офицер пинком сбросил его в яму.
Гарсия убивал через одного выстрелом в затылок и ударом ноги отправлял их туда же".

Что такое плен? Бесчестие или шанс уцелеть?
Да, война вскрывает человеческую суть, но плен высвечивает даже то, чего не сумела сделать война.

Саймон и Оберон - два героя, которых,  казалось, нельзя сравнивать: разное социальное происхождение, разные роли. На деле - антагонисты. Один делает ошибки, исправляет их, признавая своё несовершенство, нравственно возвышается. Другой же - такой идеальный в начале повествования, раскрывается постепенно, и мы видим, насколько он пустой эгоист.

Интересно наблюдение писательницы:


"Война - время влюблённых, потому что  времени слишком мало".


Трудно, пожалуй, с этим поспорить.

Третья книга - вовсе не о второй войне.


Третья книга "Раскол семьи" о зарождении фашизма, о том, как эта зараза проникала в среду людей, прошедших ад первой мировой войны.
Название отражает не только и не столько проблемы внутри семьи - происходит раскол в обществе. О тридцатых годах в Европе, безусловно, литературе известны более сильные книги (и Ремарк, и даже наш Закруткин и его "Сотворение мира"), но здесь явно цель была несколько иной, поэтому все "недо-" в описании политических дрязг простительны. Все-таки ключевое слово в названии "Истерли Холл", а поместье изображено как нерушимый оплот, который выстоял в Великую войну, значит, поможет и раскол пережить.

И, пожалуй, именно поэтому мне понравился финал - мы прощаемся с героями НАКАНУНЕ второй мировой (если, конечно, Грэм не выпустит продолжение). Счастливое воссоединение, вернее, примирение героев, воспринимается как открытый финал. Мы можем только гадать, что ждёт Тимми, разведчика английских спецслужб, Джеймса, лётчика ВС Великобритании, и Брайди, которая с началом войны может не в Истерли-Холле остаться, а отправиться на фронт
Великая война изменила судьбы  родителей, вторая мировая пройдёт через жизнь детей

Я питаю слабость к сагам, отчасти поэтому "Истерли Холл" понравился. И если поначалу немного раздражала исключительность Эви, ее "положительность", третья книга - повествование о жизни второго поколения - сгладила все углы. И Брайди, и Томми, и Джеймс получились более живыми и вместе с тем человечными.


Понравилось, что достаточно полно были раскрыты характеры второстепенных персонажей, которых в силу жанра было немало.
В целом очень даже неплохая книга.

"Мы победим, но, пока мы будем идти к победе, война разобьет наши сердца".