В статье приводится методика расчёта температуры точки росы продуктов сгорания газового топлива при различных значениях коэффициента избытка воздуха.
При горении газового топлива кроме CO2 и H2O в продуктах сгорания так же присутствуют NOx и SOx, концентрация которых мала, поэтому они не учитывались при определении теплофизических свойств выхлопных газов. Например, по действующим нормам концентрация NOx в выхлопных газах ГТУ не должна превышать 25 ppm (25 частиц на миллион). Концентрация SOx в выхлопных газах зависит от концентрации соединений серы в газовом топливе.
При конденсации содержащихся в продуктов сгорания водяных паров вместе с ними в жидкое состояние переходят и соединения NOx и SOx, которые, вступая в реакцию с водой, образуют кислоты, разрушительно воздействующие на соприкасающуюся с ними поверхности.
В котле-утилизаторе тепло от продуктов сгорания ГТУ передаётся воде, которая проходит внутри трубок, расположенных в потоке продуктов сгорания. Если температура внешней стенки трубки будет равной или ниже температуры точки росы, то на поверхности трубки образуются кислоты. Чтобы этого не допустить необходимо обеспечить, чтобы температура внешней стенки была выше температуры точки росы выхлопных газов.
Для того, чтобы приблизительно оценить температуру стенки трубки со стороны выхлопных газов достаточно (для случая обтекания продуктами сгорания пучка труб коридорного расположения) к температуре воды прибавить 10% от разницы между температурами газов и воды.
Например, температура продуктов сгорания tг=120 C, температура воды на входе в котёл tв=40 C, тогда температура стенки трубки составит: tтр = tв + 0,1(tг − tв) = 48 C.
Если коэффициент избытка воздуха при сжигании газового топлива меньше двух, то данная температура будет ниже точки росы продуктов сгорания (см. диаграмму выше), а значит, будет развиваться процесс низкотемпературной коррозии. Для избежания низкотемпературной коррозии необходимо нагреть воду на входе в котёл до температуры гарантирующей, что температура внешней стенки трубки будет превышать температуру точки росы продуктов сгорания.
Более подробно см. здесь.