Найти в Дзене
Геополитика

Владимир Соловьёв: философ, поэт, мистик

Друг Достоевского, ставший ему проводником в «Оптину пустынь», с которого позже Фёдор Михайлович писал образ Алеши Карамазова, мистик, разбирающийся в Каббале и других эзотерических средневековых учениях, девственник, всю жизнь любивший лишь одну трансцендентную Софию – вот он, Владимир Сергеевич Соловьев, по мнению многих “первый русский философ”.

Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г., в семье крупнейшего историка Сергея Соловьева, написавшего «Историю России с древнейших времён». По матери, Поликсены Владимировны, приходился родственником мыслителя XVIII века Григория Сковороды (1722-1794 гг). Отец будущего философа отличался строгостью нрава и необычайной систематичностью, которая проявлялась во всем (почти каждый год историк выпускал по тому своей исторической работы, которая в конце насчитывала около 25 книг). Но тем не менее, Сергей Соловьев был весьма либеральных взглядов и к религиозному воспитанию сына практически не имел отношения. Это позволило Соловьеву еще в юности ознакомиться, как с трудами великих немецких идеалистов (Гегель, Шеллинг), так и с работами материалистов. И даже пережить период юношеской увлеченности естественнонаучными дисциплинами: “ Я нисколько не жалею, что одно время величайшим предметом моей любви были палеозавры и мастодонты… Знаю, что оно было полезно для меня, думаю, что пройти через культ естествознания после гегельянских отвлеченностей было необходимо и полезно для всего русского общества в его молодых поколениях” («Идея сверхчеловека» 1899 г.).

В 1873 году заканчивает Московский университет, историко-филологический факультет, и в течение года пребывает в качестве вольнослушателя в Московской духовной академии. В 1874 году в 21-летнем возрасте защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)”. Спустя год, став приват-доцентом Московского университета, Соловьев получает стажировку и в мае отправляется в Лондон «преимущественно для изучения в Британском музее памятников индийской, гностической и средневековой философии».

Уже занимаясь работой, в июне 1875 он пишет своему другу Д.Н.Цертелеву: «Я чувствую себя превосходно (в моральном отношении) и обдумываю подробно план своего сочинения. Пока выходит складно и стройно, даже симметрично, в роде Канто-Гегелевских трихотомий. Неприятно только, что придётся читать много дряни». Это отрывок из письма свидетельствует о том, что молодой Соловьев активно занимается выстраиванием собственной метафизической системы, в особенности концепции «вселенской религии».

Однако в начале ноября Соловьев внезапно оставляет Лондон и уезжает в Каир, по словам его друга Э.М. де Вогю, с целью «разыскать там какое-то племя, в котором, как он слышал, хранились кое-какие тайны мистического учения — Каббала и масонские предания, будто бы перешедшие к этому племени по прямой линии от Соломона». Следует, конечно же, в целом относиться к данной поездке как к стремлению философа столкнуться с эзотерическими традициями напрямую, а не в стенах лондонской библиотеки, сам же Соловьев позже признается, что тянула его туда “смутная греза”. Там же, в Каире, с ним случается занимательная история. Выйдя ночью в пустыню, Соловьев встречается с бедуинами, которые принимают его за демона (из-за его странного внешнего вида – цилиндра и пальто). Они связывают русского философа и куда-то отводят, решая, оставлять его в живых или нет, но по итогу отпускают. Потом же, если судить по стихотворению “Три свидания”, c философом случается необыкновенное видение, в котором приходит любовь всей его жизни - София:

И в пурпуре небесного блистанья Очами,
Полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
-2

После Каира, В.С. Соловьев планирует отправиться в Индию, но, видимо, из-за нехватки денег и так уж долгого пребывания в кредитах, он передумывает и отправляется в Сорренто (Италия), потом в Париж, где посещает сеансы спиритуалистов, но быстро разочаровывается в них. Там же он упорно работает над своим первым крупным, но так и незаконченным трудом «Философские начала цельного знания» (1877 г.). Не вошедшие же рукописи, из которых более всего интересны четыре фрагмента, написанных на французском, будут опубликованы лишь в 1978 году Франсуа Руло под общим названием «La Sophia». Перевод же, выполненный исследователем наследия Соловьева А.П Козыревым, будет и вовсе опубликован лишь в 1992 году в журнале «Логос». Крайне необыкновенны, интимны и загадочны медиумические записи Соловьева, где в роли “корреспондента” философа выступает сама София. Вот перевод отрывка автоматического письма, взятый из монографии А.П. Козырева “Соловьев и гностики”:

«София. Вы считаете меня злой, какая глупость. Разве вы не знаете, что у всех женщин существует страсть мучать любовью всех, кто в них влюблен. Если через несколько дней я скажу, что люблю вас, не удивляйтесь этому чересчур, ведь это вполне естественно. Но не думайте, что я могу внезапно изменить образ. Нет, это долгая история и я причиню вам еще много страданий. Поэтому не желайте меня. Ведь в конце концов я люблю вас. София», «София. Не думай, что я могу остаться такой, какая я есть. Медленно, но постоянно я перерождаюсь. Друг мой. Я буду твоею. Мы двое будем делать то дело, к которому ты призван. Я люблю тебя, верь этому несмотря ни на что. Может быть скоро все откроется. Люби меня sans reserver (прим. отдавая себя целиком ) — Sophie».

В 1876-1877 годах читает лекции в Московском университете, но позже переезжает в Петербург и поступает на службу в Ученый комитет министерства народного просвещения и преподает на Высших женских курсах. Там же в мае 1878 года отправляется с Достоевским, пережившим трагическую гибель своего трехлетнего сына, в Оптину пустынь, где по пути делится с писателем своими идеями. Достоевский еще с первой встречи в 1873 году полюбил молодого философа, возможно, именно в нем он увидел тот тип «русского мальчика», который мучается самыми фундаментальными вопросами жизни. Позже, в «Братьях Карамазовых», можно будет разглядеть, как и сам образ Соловьева среди братьев – Алексея и Ивана, так и в целом его идеи будут явно проскальзывать в течение всего произведения (идеи о всеединстве в главе «Таинственный посетитель»).

В 1880-1882 году Соловьев становится приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. В марте 1881 года выступает с лекцией, где призывает помиловать убийц Александра II и отменить смертную казнь как противоречащую христианству практику. Лекция вызвала большой ажиотаж в обществе, но поддержку Соловьев не находит и решается уйти из министерства и уехать из Петербурга в Москву. Постепенно Соловьев уходит от славянофильства, начиная размышлять о цели России как соединении католической и православной церкви. В 80-х Соловьев представляет свои идеи в Европе, он посещает Германию, Францию, Австро-Венгрию и другие европейские города. В 1896 году Вл. Соловьев принимает католичество. Многие воспринимают это как предательство, хотя остается важным тот факт, что от православия философ никогда не отрекался. Скорее данный акт является продолжением экуменистических идей философа, попыткой объединения церквей восточного и западного христианства.

После выхода в свет книги «La Russie et l'Eglise Universelle» («Россия и Вселенская Церковь») прошла волна слухов, будто Соловьев перешел в католичество, об этом узнали на родине. Духовник Соловьева отец Варнава сказал ему: «Иди на исповедь к своим католическим священникам». Длительное время Соловьев не причащался. Он болезненно переживал этот отказ, так как высоко ценил таинство причастия. Соловьев решил пойти на очень опасный шаг: 18 февраля 1896 г. Соловьев явился на исповедь к католическому священнику отцу Николаю Толстому и получил от него причастие. Толстой, как и Соловьев, верил в сохранение мистического единства восточной и западной церквей, несмотря на их внешнее разделение. Вот почему перед св. причастием Соловьев присоединился к решению Тридентского собора о том, что восточная церковь является истинно православной и католической церковью. (Н.О.Лосский. История русской философии.)

В последние годы жизни здоровье Соловьева все ухудшается, немалую роль в этом сыграла его привычка пропитывать все окружающее скипидаром:

«Комната, где он жил, обыкновенно пропитывалась запахом скипидара. Этой жидкости он придавал не то мистическое, не то целебное значение, Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и называл это шутя «Bouquet Solovieff» (В.Л. Величко. Владимир Соловьев. Жизнь и творения)

Таким образом, летом 1900 года Соловьев, приезжая в Москву, чтобы сдать свой перевод трудов Платона, последние свои дни проводит в имении Узкое, принадлежавшее князю Петру Николаевичу Трубецкому. Скончался первый русский философ 13 августа 1900 года. Что примечательно, спустя меньше, чем две недели, умрет другой именитый философ – Фридрих Ницше. Похоронен В.С.Соловьев на Новодевичьем кладбище.

Автор: Артём Князян

Мистика, гностицизм, православие, русская идея, метафизика, евразийство: http://rossia3.ru/

Наша группа в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/rossia3