Страсти – не что иное, как идеи при первом своем развитии ….
М. Ю. Лермонтов
Гораздо приятнее совершать такие поездки на автомобиле . Встать утром
рано, поехать в гараж а там проверить чисто вымытый экипаж, уже
приготовленный к путешествию с полностью заправленным баком.
Машина подается к подъезду и в нее загружаются все . Поездка по городу
занимает внимание водителя до выезда на шоссе. Здесь можно ехать
быстрее, рассматривая окрестности и вдыхая более свободный воздух.
одновременно предвкушая прогулку по парку или пляжные развлечения.
Для тех, кто не владеет собственным экипажем, путешествие загород
также доставит некоторое удовольствии Можно отвлечься от
повседневных забот и предаться дремоте на жёстком сиденье автобуса
или электрички; можно взять с собой кипу газет и журналов и незаметно
прочесть их от начальной до конечной остановки, пряча всю груду в сумку
на пересадках и переходах. Не нужно думать о дороге и быть особо
внимательным к дорожным знакам и сигналам светофора. Неудобства
безусловно есть; хорошо, когда есть свободное место и можно сидеть и
читать даже в слабо освещенном вагоне, хуже, когда приходиться стоять в
духоте и считать остановки до выхода с одним желанием снять одежду и
обувь и хорошенько напиться чего-нибудь прохладительного. Можно и не
ездить на дачу, а пойти на обширный зеленый относительно чистый газон,
взять с собой книги и портативный приемник; книги, конечно, на солнце
читать трудно, но это и необязательно. Расстелив старое одеяло уткнуться
головой в траву и задремать прислушиваясь к хаотическому потоку
мыслей под аккомпанемент музыкальной программы. Ожидание – вот
главное неудобство при поездке на перекладных. Это чувство может
скрасить только спортивный азарт: сесть быстрее и с удобством,
уменьшить время на переходах , попасть в пустой вагон и т. п.
достижения. Все начинается с автобуса, остановка которого находится
прямо перед воротами дома. Слыша из окна почти непрерывный лязг
открывающихся и закрывающихся дверей, получаешь ощущение о
довольно частом следование маршрутов. Но когда он необходим, его как
раз и нет. Вдали , вначале улицы и дальше через переезд и за поворотом
насколько можно увидеть – тоже нет. Следующая остановка впереди,
совсем недалеко и там маршрутов гораздо больше. Но стоит только
отойти и обернуться как вдали появляется желтый силуэт;
значит повезло и еще как - из-за поворота появляется еще один.
Добраться до метрополитена можно без затруднений. Путешествие под
землей удобно, когда садишься на конечной станции. Здесь можно
выбрать удобное место и хорошо освещенный вагон. Однако так везет не
всегда, особенно на станциях пересадках. Вагон случается темный. в
середине пути поезд останавливается, стоит некоторое время, создавая
непривычную обстановку для пассажиров. Слышен только шум двигателя.
Недоумение, правда, не переходит в беспокойство, потому что состав
через непродолжительное время движется дальше. Такое неудобство
проходит незамеченным в незаполненном вагоне.
Хуже, когда он состоит из молчаливых рук, держащихся за поручни.
Народа в выходные дни не так много, есть свободные места . Но
постепенно вагон заполняется. Пассажиры удобно сидят некоторые
читают, другие дремлют. Все заняты сами собой. Только детей интересует
окружающее. Они рассматривают вагон и обращаются к родителям с
многочисленными вопросами. Иногда в вагон входят неординарные
личности, отличающихся от остальных хотя бы формой одежды. В
основном это военные; курсанты которые обычно стоят , хотя есть
свободные места. По их оптимистически настроенным лицам угадывается
увольнительное состояние. Можно удобно устроится у двери. Важно
конечно угадать, чтобы она не открывалась на следующей остановке. Но
чтобы занять это место, нужно поторопиться. Ну вот наконец и конечная
остановка. Толпа выносит всех со стиснутыми по швам руками, и вместе с
тем защищает от встречного потока. Станция принадлежит к старым
линиям с мраморным великолепием и аляповатым, но богато отделанным
орнаментом и советской символикой и представляет собой оазис среди
убогой простоты последующих сооружений. Эскалатор оказался очень
глубоким . Навстречу медленно плыли фонари и безучастные
лица. У выхода стояли люди , облокотившись на поручни, очевидно
назначив здесь место встречи. Кассовый зал только небольшой своей
частью выполнял собственное назначение. Работали кассы,
расположенные у стен. Автоматы, стоящие в центре зала не
функционировали. В каждую из касс стояли очереди. На стенке справа
висело большое расписание, но отсюда из очереди , не было видно время
отбытия ближайшего поезда. Впрочем, можно специально не
интересоваться , чтобы избежать нервозности ожидания.
Только получив неожиданно быстро билеты, можно спокойно подойти к
расписанию. Оказывается ближайшая электричка отходит через
несколько минут. На выходе на платформу, слева., киоск с мороженным и
газетами , но времени подойти нет. Задние вагоны заполнены. Приходится
идти вперед, прислушиваясь к объявлениям водителя, чтобы во время
впрыгнуть в вагон отправляющегося поезда. Ну вот , наконец более или
менее свободный вагон. Есть места и даже целые свободные купе, правда
на солнечной стороне.
Обивка части сидений обрезана . Сидеть приходится на деревянной
подоснове. Двери с шипеньем закрываются и поезд трогается.. Водитель
что-то объявляет, но связь настроена плохо – понять трудно Здесь в
электричке примерно та же обстановка что и в метро. Вагон заполнен, но
есть свободные места. Пока что можно расположиться в свободном купе у
окна.
Сначала поезд идет в пределах города и вагон заполняется , особенно на
станции, к которой примыкает конечная станция метрополитена. Здесь
садится большое количество народа, места заполняются. Часть людей
стоит в проходе. Водитель по прежнему невнятно объявляет остановки.
Но они и так известны с самого детства. Поездки по этой линии
происходят каждое лето. Она ведет в дачные места с сосновым лесом,
озерами и морским берегом. Сюда ездит один и тот же контингент. Они
бывают здесь каждое лето Здесь проходит большая часть их жизни,
вернее та часть, которая оставляет приятные воспоминания. Эти места у
этих людей связаны с надеждами, которые никогда не сбываются, но
которые и никогда не угасают. Люди эти раньше проживали в одной
определенной части города а затем рассеялись по новостройкам.
Приезжая сюда, они нет да нет встречают знакомые лица, с трудом
вспоминая где раньше они были вместе – на учебе или в каком-либо
учреждении. В окне мелькали знакомые пейзажи: смешанный и сосновый
лес, дачные домики, иногда люди, гуляющие по лесу и вышедшие
случайно к полотну железной дороги. Между тем произвольные мысли
сменяют друг друга. Начало их неизвестно и скорее всего причиной их
явились окружающие предметы и устоявшиеся текущие заботы.
Последние, правда, уже в зародыше отгоняются и внимание фиксируется
на другом, поскольку сильных забот нет, то и избавиться от связанных с
ними мыслей просто. Такое состояние может перейти в легкую дремоту,
при которой время исчезает совсем. Действительно, в сновидениях
время как мера изменений не существует. Зрительные представления
сменяют друг друга и часто сопровождаются сильными эмоциональными
переживаниями.
Но все это происходит во внутреннем мире - мире общения сознательного
с бессознательным. Изменения во внешнем мире перестают
улавливаться. То же можно сказать о ребенке , увлеченном игрой или о
другой реальной личности, ушедшей с головой в какое- либо занятие.
Счастливые часов не наблюдают. Эта пословица означает фактически, что
эти лица не замечают происходящих кругом перемен. Среди невнятных
объявлениях машиниста, наконец, улавливается название нужной
станции. Пора готовиться к выходу. Привокзальная площадь ничем не
напоминала курортную или дачную, где обычно толпятся встречающие,
нарядно одетые загорелые люди а совсем невдалеке предчувствуются
спортивные площадки, отели, плавательные бассейна и стройные
загорелые девушки. Впрочем, такой антураж подходит больше к
американскому фильму , действие которого разворачивается на
побережье штатов. На самом деле привокзальная площадь - это скорее
всего пересадочный пункт. Озабоченные люди с котомками и тележками
быстро снуют сначала в магазин , который расположен рядом с ларьками,
не удовлетворяющими элементарным санитарным требованиям, а затем
собираются у автобусных остановок. Каждый из них наверное знает куда
отправляются эти автобусы поскольку никаких маршрутов и карты
поблизости нет. Даже прежнего ощущения дачного спокойствия нет.
Почти прямо к площади, сразу за магазином примыкает дачный поселок.
Дачи, в основном деревянные, окруженные возделанными участками.
Здесь растет картошка, в самодельных парниках – огурцы и помидоры, на
грядках - клубника и овощи . На некоторых участках преобладают цветы.
Почти все дачи двухэтажные с верандами. Хозяйственные постройки и
гаражи расположены по краям участка. Днем на даче в основном пожилые
люди и дети. По воскресеньям приезжают служащие на машинах и
электропоездах. Они подходят к дачам, нагруженные
продовольственными сумками а некоторые снабжены специальными
хозяйственными приспособлениями. Те, кто приехал заранее
в хорошую погоду, идет на взморье. Перед взморьем расположен парк,
ухоженный довольно бедно.