Я уверен, что о Невском проспекте знает не только каждый петербуржец, но и почти каждый житель любого города России. Невский проспект - это символ Северной столицы. Но вот в этой статье я хочу рассказать о двух интересных фактах. Дело в том, что в истории города есть короткий период, когда регулярно перекрывалось движение по одному из мостов Невского проспекта. Когда это было, по какой причине и про какой мост идет речь - читайте прямо сейчас.
В одной из своих публикаций я рассказывал о кондитерской Вольфа и Беранже, где можно было увидеть А.С.Пушкина перед дуэлью и куда П.И.Чайковский заходил выпить стакан воды, после чего таинственным образом заболел холерой. Если хотите поподробнее узнать об этом, то рекомендую прочитать мою статью "Опасная кондитерская". Сегодня мы поговорим о здании, которое расположено напротив кондитерской, на другой стороне Невского проспекта.
Давайте представим, что мы живем в середине XVIII века и сейчас царствует императрица Елизавета Петровна. Своему придворному архитектору Ф.Б.Растрелли она поручила строительство своей резиденции - Зимнего дворца. Правила того времени предполагали, что придворный архитектор во время выполнения императорского поручения не занимается частными заказами. Однако в этот раз одновременно с выполнением императорского заказа, на левом берегу Мойки, в том месте, где она пересекается с Невским проспектом, появляется роскошный особняк С.Г.Строганова. Как вы думаете, кто руководил строительством дворца? Вы будете удивлены, но особняк был построен по проекту императорского архитектора Ф.Б.Растрелли! Да, было единственное и очень существенное исключение только для Строгановых: им было разрешено сделать заказ, а Растрелли — его выполнить. Елизавета Петровна лично побывала в построенном здании и была восхищена. Императрица сама прошла по многим залам, оценила интерьеры, похвалила архитектора.
После этого Ф.Б.Растрелли предложил построить временный Зимний дворец прямо напротив Строгановского, на правом берегу Мойки. Это было целесообразно, пока строилось основное здание императорской резиденции. За очень короткий период времени был возведен деревянный дворец, и императрица переехала на Мойку.
Теперь вспомним, что со времени основания Петербурга прошло только полвека. По-прежнему основными транспортными артериями остаются реки, а сухопутные дороги еще не играют принципиальной роли. Это касается и Невского проспекта, который еще не был символом Петербурга. Однако после постройки временного Зимнего дворца императрица по-новому взглянула на эту дорогу и даже обратила внимание на благоустройство: особым указом она запретила развешивать одежду после стирки на веревках, которые были прикреплены к деревьям или фасадам зданий Невского проспекта. А если кто-то нарушал это требование, то эту одежду просто могли изъять и передать в государственную казну. Кроме того, мост, который был перекинут через Мойку в створе Невского проспекта (ныне это Зеленый мост), зачастую перекрывался в ночные часы, если императрица изволила в это время спать. И перекрывался он не только для конного транспорта, но и даже для пешеходов. А если же не было необходимости его перекрыть (например, императрица отсутствовала во дворце), то кучерам все равно запрещалось даже использовать хлыст - их приучали таким образом к особой осторожности и тишине на этом участке движения.
Вот такие удивительные истории происходили в жизни Петербурга. Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии, буду рад видеть вас вновь.