Деревенские целители. Травники. Знахари. Как без них! С заботами на скотном дворе у хозяев прибывало и тревог. У кого-то корова не стала вдруг хозяйку подпускать к дойке. Мычит, жмется к стене, подойник копытом отбрасывает. Хозяйка Феню зовет: «Погляди, сделай милость, что с Буренкой-то творится!» Придет Феня, головой покачает, достанет какую-то заветную склянку, корову начнет ублажать: «Ничего, ничего, милая, сейчас мы вымечко маслицем на могущнице великой да на чистотеле помажем! Постой, я тихонечко!.. Нисколечко не больно, милая, будет!..» Так с приговорами, с ласковым словцом и подступится травница к Буренке. На хозяйку посетует: «Мол, куда торопишься!.. На базар что ли?.. Вымечко-то надо поначалу выглаживать да после, как молоко выцедишь, и времечка не считать, долгонько надобно…»
А с другого подворья прибежит хозяйка, в снег-то не раз, бывало, кувыркнется, так торопится! Ведь беда-то нешуточная: ни с того - ни с сего коза слегла. Не встает. С виду, вроде, как и в порядке, а не встает!.. Опять Феня идет со своими травами-кореньями.
Парфений-то, он больше по лошадям. Тут и сила пригождается, лошадь обуздать, на двор вывести. А болящая лошадь – она, то строптивая, то будто путами незримыми связанная, поди, справься! Так что Парфений – он лошадей врачеватель.
А Феня к козе подступится, и вправду – лежит, не шелохнется, смотрит безответно серыми глазами, да как будто так, мимо, безразлично.
«Вот что, скажет Феня хозяйке, - ты сама-то – не мать что ли? Не можешь почуять, что по козлятам в ней тоска жгучая. Рано отсадила. Эта коза – она с сердцем большим, материнским. Иные - головы не повернут, жуют себе и жуют, да самый колючий стебель из сена выбирают… А эта…» Хозяйка скорехонько дальний закут откроет. А козлята так и мчатся к материнскому стойлу. И что!- забекает коза, вскочет навстречу своим белохвостым деткам, начнет их облизывать!
Конечно, в старину хозяева, прежде всего, надеялись на целительную помощь кореньев и трав. Многие в деревнях знали, как для болящего в семье или же для сникнувшей, вялой скотинки приготовить снадобье, взвар, мазь. Знали, какие болезни по февральскому времени случаются. И как их лечить. Но часто без помощи настоящих опытных знатоков трав и кореньев, способных понять, увидеть причину недомогания, знающих при этом верные слова, в деревнях не обходились.
Открывали свои заветные короба, берестяные ларчики, холщевые мешочки травники. Вынимали свои волшебные сборы: корни травы лапчатки, которую называли в народе могущницей, корни лопуха, чуть отдающие горчинкой, почки и листочки майской березы да сохраняющие весенние соцветья и сладкие от осени ягоды смородины…
Всех, обладающих целительной силой растений, не перечислить! Да что и перечислять! Наклонись над землей весной, летом и осенью, подними голову и всякое дерево, всякий кустик, всякая травинка, всякий цветок – тебе на здоровье, на долгие лета.