Действенные дисциплинарные методы
Единого правильного способа приучить малыша к дисциплине не существует, зато есть несколько хорошо действующих методов. Какой вам выбрать и когда им воспользоваться, зависит от личности малыша, вашего характера и специфики обстоятельств.
Отметьте хороший поступок малыша. Большинство детей рано усваивают, что хорошее поведение не так привлекает родительское внимание, как шалости. Мама уже полчаса не поднимает взгляд от телефона? Самое время начать рвать её бумаги. Папа пришёл домой после работы и сразу сел перед телевизором, едва поздоровавшись? Он меня заметит, если я вывалю содержимое собачьей миски на ковёр. Пусть мышление ребёнка и не отличается подобной ясностью, результаты будут совершенно определённые. Поэтому в следующий раз, когда малыш поступит нехорошо, чтобы привлечь ваше внимание, отреагируйте как можно сдержаннее (он добивается именно сильной реакции, пусть даже негативной). Зато, когда он бережно переворачивает страницы вашей книги или тихо играет, пока вы моете посуду, не скупитесь на похвалу. Живо откликайтесь на хорошее поведение малыша, а не на его проступки.
И постарайтесь уделять ребёнку достаточно внимания. Даже если вы заняты, уделите минутку, чтобы обнять его или похвалить то, как строится из кубиков башенка, тогда у малыша будет меньше причин привлекать вас намеренными шалостями.
Наказание должно соответствовать проступку. Маленький ребёнок не сможет понять, что лишён мультфильма из-за шедевра, который он изобразил цветным мелком на обоях. Зато ему наверняка станет ясна ваша цель, если вы немедленно уберёте мелки и вернёте их только после обеда. Способ соотнести меру наказания с проступком есть почти всегда. Если чашка с соком перевёрнута намеренно, малыш может принять участие в уборке. Если совок для песка отобран у другого ребёнка, придётся пропустить свою очередь копать.
Дайте малышу пострадать от неизбежных последствий его правильного поведения. Один из главных уроков, который преподносит жизнь (и который усваивают далеко не все взрослые), состоит в том, что любое действие имеет результат. Накормишь своим печеньем собаку – печенья больше не останется. Вырвешь страницы из любимой книжки – папа больше никогда не сможет её прочитать. Уронишь плюшевого мишку в грязную лужу – с ним нельзя будет играть до тех пор, пока его не постирают. Не старайтесь каждый раз защитить малыша от последствий его проступков (если они не были случайными), не исправляйте их (другое печенье, новая книжка, конфета, чтобы остановить рыдания). Малыш вряд ли будет переживать долго, однако урок усвоится.
Рассмотрите возможность «перерыва». Не все специалисты согласны с тем, что «перерыв» является разумным способом приучить ребёнка к дисциплине, однако некоторые родители не могут без него обойтись. Степень его эффективности, очевидно, зависит от мнения родителей и от характера ребёнка.
Идея метода состоит в том, чтобы дать вышедшему из-под контроля ребёнку время самостоятельно успокоиться и взять себя в руки. Очень часто время в углу или на стуле помогает нейтрализовать взрывоопасную ситуацию. Для некоторых малышей достаточно от тридцати секунд до минуты (время в этом возрасте течёт медленно), другим требуется от пяти до десяти минут. Для отсчёта можно пользоваться будильником или песочными часами («Когда песок пересыплется, ты можешь встать»), чтобы малышу легче было следить за временем. Пока не истечёт отведённый срок, наказанный малыш не должен ни с кем разговаривать. Ребёнку постарше можно позволить встать, когда он почувствует себя готовым слушаться.
Применяя этот метод, помните о следующем. Прибегайте к нему только в тех случаях, когда малыш совершает неприемлемые поступки после ваших предупреждений, а не за первое нарушение. Место, выбранное для «перерыва», должна быть безопасным и в пределах видимости родителей (нельзя запирать ребёнка в туалете или в тёмной комнате), однако подальше от развлечений и игрушек. Очень маленьких детей можно сажать в манеж (к этому возрасту большинство малышей воспринимают манеж как слишком ограниченное пространство для игры). Не пользуйтесь детской кроваткой или комнатой: Эти места должны вызывать у ребёнка только положительные эмоции. Для малыша, который умеет выбираться из манежа, поставьте в сторонке специальный стул, предназначенный тоже только для «перерывов». Он должен стоять в таком месте, откуда трудно увидеть что-нибудь интересное (телевизор, окно, книги) и дотянуться до хрупких или опасных предметов. Если ребёнку нужно сменить подгузник, займитесь этим до начала «перерыва».
Отпускать ребёнка должен тот взрослый, который отправил его на «перерыв». Если же, например, мама поставила малыша в угол, а разрешил выйти дедушка, ребёнок может сделать вывод, что мама хотела оставить его в углу навечно, а дедушка спас, поскольку считает, что он вовсе и не заслуживает наказания.
Однако учтите, что очень ранимые малыши, когда их отправляют в угол, чувствуют себя брошенными и начинают безутешно рыдать. При таких обстоятельствах «перерыв» не лучший способ приучить малыша к дисциплине. Ваша цель – научить хорошему поведению, а не применить наказание.
Постарайтесь также не передозировать «перерывы» и не делать их своей единственной методикой. Приберегите их для действительно серьёзных нарушений.
Честно предупредите. Если вы не застигли ребёнка в момент, когда он собирается совершить что-нибудь нехорошее или уже делает это, предупредите: «Если ты не прекратишь, пока я сосчитаю до трёх, то я…» Затем, разумеется, вам следует сдержать обещание, иначе ваши слова лишатся всякого смысла. В ситуациях, которые могут окончиться печально, например малыш пытается что-то разбить, лезет в горящий камин или свешивается из окна, необходимо вмешаться немедленно, не тратя времени на предупреждения.
Объясните, за что наказываете. Даже самый маленький ребёнок может понять, что вы отобрали игрушку, потому что он швырнул её в сестру, или поставили его в угол, потому что застали в момент, когда он обрывал листья цветка. Просто, доходчиво объясните малышу, за что он получил наказание.
Не откладывайте наказание. У малышей короткая память и ещё короче концентрация внимания. Вполне может быть так, что, когда вы закончите гневную тираду, ребёнок уже забудет, за что его наказывают. Если вы за обедом лишаете малыша десерта, потому что он в чём-то провинился утром, можете быть уверены: никакой связи в мозгу у ребёнка между проступком и вашим наказанием не возникнет.
Повторите, за что наказываете. Когда наказание уже позади, неплохо коротко напомнить о событиях, которые привели к нему. Например, малыша вполне можно спросить: «Ну, так за что тебя посадили на стульчик?», хотя в большинстве случаев, пока ребёнок не станет чуть старше, отвечать на этот вопрос придётся вам.
Простите и забудьте. После того, как малыш «расплатился» за своё поведение, жизнь должна вернуться в нормальное русло. Ни затаённая обида, ни нравоучительные нотации с вашей стороны не допустимы. Не должно быть также усиленного внимания или задабривания, иначе малыш подумает, что вы раскаиваетесь в том, что наказали его.
#дети
#наказание ребенка
#дисциплина
#воспитание ребенка
#развитие ребенка
#ставить в угол