Найти в Дзене
ДегRadio

Тверской речной вокзал: как время и чиновничья некомпетентность погубили речные ворота города

Речной вокзал в Твери был построен в 30-е на месте уничтоженного Отроча монастыря и стал образцовым памятником сталинского ампира и символом Калинина (именно такое название город носил в советский период). Примечательно, что здание вокзала лишь одним крылом заходит на территорию бывшего монастыря, и сделано это было по замыслу его архитекторов, которые за подобное ухищрение, по слухам, поплатились свободой – были репрессированы и убиты где-то в системе ГУЛАГа. На самом же деле, авторы проекта – супруги Петр Райский и Елена Гаврилова – за своё решение «обойти» святую обитель не понесли никакого наказания. Так что крови в судьбе вокзала не больше, чем на любом другом здании той эпохи. Архитектурная форма вокзала продиктована его расположением – главный объем здания устремлён к Волге, к её слиянию с Тверцой, откуда уже великая река пронизывает полстраны до самого Каспия. Боковые же сооружения – крылья вокзала – обращены к двум набережным. Центральный павильон представляет из себя двухэт

Речной вокзал в Твери был построен в 30-е на месте уничтоженного Отроча монастыря и стал образцовым памятником сталинского ампира и символом Калинина (именно такое название город носил в советский период). Примечательно, что здание вокзала лишь одним крылом заходит на территорию бывшего монастыря, и сделано это было по замыслу его архитекторов, которые за подобное ухищрение, по слухам, поплатились свободой – были репрессированы и убиты где-то в системе ГУЛАГа. На самом же деле, авторы проекта – супруги Петр Райский и Елена Гаврилова – за своё решение «обойти» святую обитель не понесли никакого наказания. Так что крови в судьбе вокзала не больше, чем на любом другом здании той эпохи.

-2

Архитектурная форма вокзала продиктована его расположением – главный объем здания устремлён к Волге, к её слиянию с Тверцой, откуда уже великая река пронизывает полстраны до самого Каспия. Боковые же сооружения – крылья вокзала – обращены к двум набережным. Центральный павильон представляет из себя двухэтажную ротонду с витражно остеклённым бельведером на крыше, где располагался ресторан. Размашистые «крылья» вокзала – трехуровневые вытянутые по ширине корпуса, нижние ярусы которых скрыты аркадами, а края – высокими сквозными арками. 

-3

В интерьерах вокзала использованы архитектурные элементы, присущие исторической эпохе. Сложный узел лестниц в центральном павильоне создает интересные перспективы в пространстве вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал на цокольном ярусе. Сохранившиеся полы частично паркетные, частично цементные с мраморной крошкой, частично выложены метлахской плиткой.

-4

До начала XXI века вокзал с переменным успехом выполнял свою первоначальную функцию. Однако, к 80-м он перестал принимать пассажирские рейсы «дальнего следования», в последнее десятилетие века прекратилось сообщение с областными центрами, а к началу нового столетия – и пригородное. Здание продолжали эксплуатировать, но уже не по целевому назначению: в разное время здесь располагались музеи воинских традиций и ужасов. К слову, ни за годы существования действующего вокзала, ни во время его использования как выставочного пространства, в стенах не проводили не то что реставрацию, а даже капитального ремонта. 

-5

Что и привело к тому, к чему привело: в 2017 году часть пустого, брошенного и откровенно аварийного здания обрушилась. Обветшавшие колонны и потолок ротонды, так и не дождавшись ремонта, рухнули и увлекли за собой практически половину здания, включая крышу и бельведер. 

-6

Сразу после инцидента правоохранители организовали проверку, выявили в произошедшем вину городских чиновников, власти области сразу же отчитались о поиске инвестора под проект восстановления вокзала, каждый год объявляли новый срок начала работ. Стоит ли говорить, что воз и ныне там? Всё, что было сделано по купированию ситуации, сделали в первые же дни: вокзал обнесли железным забором, разобрали строительный мусор, демонтировали шпиль, колонны и конструкции бельведера, а всю неприглядную картинку разрушения завесили баннером.

-7

Первый вопрос, который логично встаёт сейчас – что будет дальше с вокзалом? Смогут ли его спасти и подарить городу возрожденный уголок истории? С 2018 года губернатор Тверской области Игорь Руденя уверяет, что вокзал не бросят, а отреставрируют и модернизируют. В последнее время в его планы включилось восстановление и Отроча монастыря. 

-8

Но гораздо интереснее получить ответ вот на что – почему хоть какое-то шевеление началось уже после того, когда процесс дошел до точки абсолютного невозврата? Ровно 6 лет Тверской речной вокзал, после закрытия всяческих музеев, стоял и медленно разрушался. И, судя по заданной тенденции, будет простаивать бесхозным и невостребованным многие годы.

-9