Идея временной петли даёт простор для широчайшей фантазии писателей и сценаристов. Уж сколько фильмов и сериалов снято на эту тему, начиная классическим «Днём сурка» и закачивая менее популярными, но более современными «Матрицей времени» и «Грани будущего». В той или иной степени принцип проживания персонажем одного и тоже же временного отрезка был использован во множестве произведений. И это понятно – уж больно привлекательно для людей выглядит возможность исправить собственные ошибки, воспользовавшись знаниями об их последствиях. Китайцы тоже решили не отставать от всего мира и сняли свой вариант «Исходного кода».
«Начало» («Петля»/«Перезагрузка»)
Количество серий: 15 по 45 минут
Год выпуска: 2022
Режиссёры: Лао Суань, Сунь Мо Лун
Сценарист: Лао Суань
В главных ролях: Чжао Цзинь Май («Маленькая вещь, называемая первой любовью», «Возрождённый», «Благословенная девушка»), Бай Цзин Тин («Восхождение фениксов», «Ты мой герой», «Разгар лета»)
История начинается с того, что в городском автобусе просыпается одна из пассажирок. Впечатление такое, что девушке приснился кошмар, но всё её дальнейшее поведение, и вовсе, выходит за рамки. Сначала она хватает за руку соседа и обвиняет того в домогательствах, потом требует остановить автобус в неположенном месте. Но едва шумную парочку выпускают, девушка теряет к «извращенцу» интерес: «Я знаю, что ты не виноват», - говорит она и уходит, так и не дав внятных объяснений. Однако через несколько минут тот самый автобус врезается в бензовоз и взрывается. Все находящиеся внутри пассажиры, а также оказавшиеся в зоне поражения люди гибнут или получают тяжёлые травмы. А странную пассажирку сбивает мотоциклист, и она с сотрясением мозга попадает в больницу. Девушку как единственного выжившего свидетеля допрашивает полиция, и вот тут-то и выясняется, что она заранее знала об аварии. Более того, уже несколько раз пыталась выбраться из автобуса, но только шестая попытка окончилась удачей.
На этом мытарства главной героини Ли Шицин не заканчиваются. Как вы уже поняли, закончатся они лишь тогда, когда катастрофу удастся полностью предотвратить. А сделать это будет очень и очень не просто даже на пару с героем Бай Цин Тина - Сяо Хэюнем, молодым геймдизайнером, которого также втянуло во временную петлю.
Китайцы были не китайцами, если бы не постарались продвинуть линию партии. Недаром они делают главного героя разработчиком игр. По сюжету он настаивает, что игра должна быть жестокой, но никто не хочет покупать её. Он даже конфликтует со своим коллегой и другом, до поры до времени отстаивая своё мнение. Но когда сам несколько проходит ужасы взрыва, ранений, знакомится ближе с другими пассажирами, то осознаёт, насколько неправильной была его точка зрения. Учитывая, что сейчас китайское правительство старается (иногда, правда, дело доходит до абсурда) снизить количество насилия на экране и даже меняет концовки уже вышедших фильмов, то дораму можно считать в этом отношении пропагандисткой.
Ещё одна центральная тема – равнодушие окружающих людей. «Не вмешивайся, ничего не говори, даже, если видишь нечто неподобающее, иначе первым же и отгребёшь», - так живёт большинство. Нам показали, пусть и в гиперболизированной форме, к чему приводит такой подход. И, наконец, третья проблема – это соцсети. Точнее, иллюзорная свобода писать в них, что в голову взбредёт, и её последствия. Ненависть, осуждение, насмешка над чужим горем могут убить точно так же, как взорвавшаяся бомба, а осколками посечёт совершенно непричастных к этому людей. Особенности китайского менталитета остаются таковыми, но проблемы оказываются общемировыми.
Что меня удивило в этом сериале, так это действия полиции. Не знаю, так ли всё на самом деле или это – тоже в какой-то мере выдумка, но цифровизация (ох, как же надоело это слово) тут достигла невероятного масштаба. Главных героев за считанные часы вычисляют по камерам, легко пробивают все их связи и всю подноготную, выслеживают с помощью сигналов телефона. Невольно вспоминается роман Оруэлла и ставшее крылатым выражение: «Большой брат следит за тобой». Полицейские показаны довольно сообразительными (отрада исстрадавшейся после корейских дятлов душе), умеющими работать в команде без всяких перетягиваний одеяла и бравады. Отчасти именно благодаря этому, а также быстрой реакции и неравнодушию следователей, героям удаётся выбраться из петли.
Исполнители главных ролей мне не знакомы. Впрочем, это не удивительно, ибо я посмотрела ничтожно мало китайских дорам. Но игра их мне понравилась. К девочке у наших зрителей были претензии. И, возможно, у актрисы Чжао Цзинь Май не так много опыта, но меня она своей игрой убедила. Плюс сама ГГ тут на редкость адекватная. Да, порой её заносило, особенно в первые циклов десять, но потом она осознала свои проколы. Если Ли Шицин с самого начала пытается спасти как можно больше людей, то Сяо Хэюн, прежде всего, старается выбраться из петли. Бай Цзин Тин отлично вписался в образ обычного парня, который проходит непростую метаморфозу и становится настоящим спасителем для пассажиров автобуса. Он старается мыслить логически, выбирать более безопасные варианты, словно происходящее с ним – просто игра, некий её уровень, который нужно пройти. Но в определённый момент понимание ценности жизни каждого человека и того, что очередной перезапуск не сотрёт ужасных воспоминаний, ломают все его установки. Впрочем, мозги ему при этом не отказывают.
Под конец действие несколько успокаивается и переходит в чистую драму, но последняя серия снова встряхивает и заставляет нервничать. При всей простоте идеи создатели дорамы смогли добавить свои «фишечки» и не просто показать некий квест, а раскрыть почти каждого из персонажей, рассказать несколько непростых историй и заставить задуматься над множеством вопросов. Романтика – камень преткновения подобных проектов, тут развивается постепенно и не становится чем-то чужеродным. Всё очень сбалансировано. Количество серий совершенно оправдано, нет желания что-то ужать, выкинуть или промотать. Ну, может быть, совсем чуть-чуть)) Я посмотрела «Начало» с большим удовольствием. Да, это не шедевр, и можно придраться к некоторым моментам, если захотеть. Но, в общем и целом – дорама вышла добротной и интересной.