- „Поклонник: герр Моцарт, я подумываю начать писать симфонии. Не могли бы вы подсказать, как мне начать? Моцарт: Симфония — это очень сложная музыкальная форма. Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии. Поклонник: Но герр Моцарт, вы начали писать симфонии с 8 лет. Моцарт: Всё верно. Потому что никогда ни у кого не спрашивал.“ Вольфганг Амадей Моцарт Источник: https://ru.citaty.net/avtory/volfgang-amadei-motsart/“
- Что было раньше: Чуть подробнее о Зюсмайере - ученике Моцарта
- "Его прозрачные формы и совершенная ясность выражения таят в себе сознание постоянной угрозы существованию и самой жизни". Одновременно с удивительным чувством красоты этой жизни.
„Поклонник: герр Моцарт, я подумываю начать писать симфонии. Не могли бы вы подсказать, как мне начать? Моцарт: Симфония — это очень сложная музыкальная форма. Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии. Поклонник: Но герр Моцарт, вы начали писать симфонии с 8 лет. Моцарт: Всё верно. Потому что никогда ни у кого не спрашивал.“ Вольфганг Амадей Моцарт
Источник: https://ru.citaty.net/avtory/volfgang-amadei-motsart/“
Что было раньше: Чуть подробнее о Зюсмайере - ученике Моцарта
Итак, Моцарт умер 5 декабря 1791 года около часа ночи. По свидетельству очевидцев, уже в июне 1791 года он чувствовал и говорил окружающим, в том числе и жене Констанце, что его хотят отравить. В то же самое время он как никогда был полон творческой энергии. Зофи, своячница, ("легкомысленное создание, - по словам Моцарта, - пусть Господь предостережет ее от соблазна!"), по-видимому, была единственной, кто ухаживал за умирающим. Констанца, по достоверным источникам, "не принимавшая ни в чем участия", двумя месяцами позже будет писать, что "она с криком, пронзившим ночь, бросилась на постель мертвеца, чтобы заразиться лихорадкой". Однако, на самом деле, сказавшись больной она не принимала никакого участия в погребении и не попрощалась с мужем ни на кладбище, ни на отпевании. Она просто исчезла, самоустранилась.
Позже, уже став "вдовой знаменитости", за те 50 лет, на которые она пережила Моцарта, Констанция не только уничтожила письма, но и "надежно захоронила все то масонское, что могло скомпрометировать семью и саму ее, а также активно содействовала созданию извращенного образа Моцарта, себя при этом представляя с лучшей стороны" (Грайтер).
После триумфа национальной оперы-зингшпиля "Волшебная флейте", которая "указала путь, по которому пошло развитие немецкой оперы"(Хельвиг), положение итальянской оперы в Вене пошатнулось. Сальери не мого этого не видеть. Он цеплялся за прежнее положении, но все было тщетно. Моцарт, истинное дитя и выразитель "эпохи просвещения", сделал свое дело - "Волшебная флейта" стала выразителем идеалов эпохи и величайшим созданием конца 18 века для всех последующих времен. Что же до самого Моцарта, то время только открывает в нем новые глубины, потому что по словам того же Хельвига:
"Его прозрачные формы и совершенная ясность выражения таят в себе сознание постоянной угрозы существованию и самой жизни". Одновременно с удивительным чувством красоты этой жизни.
Моцарт не придерживался никаких "правил игры" не из философских соображений, а просто по причине своего нонконформизма новатора. Он "прогневил" свое окружение и крепкими шутками. Сальери мог бы узнать себя в образе Моностатоса в "Волшебной флейте". Моцарт выводит не отталкивающий, а смешной образ своего "смертельного врага" (Коморжински). Превосходный юмор всей оперы и методичное высмеивание недругов и "друзей", наподобие Зюсмайера, могло привести к их ненависти, и к "отмщению". Таково мнение исследователей. Судить - читателю.
Но факт остается фактом: "Антонио Сальери интриговал против Моцарта" (Линдлар). При постановке "Дон Жуана", нашего "королевского придворного капельмейстера" Сальери обслуживала так называемая "клака", которая "с успехом мешала" представлению оперы Моцарта улюлюканьем и свистом. В дальнейшем Сальери воздерживался от "подстрекательства"(Брокгауз), "но лишь до тех пор, пока Моцарт - после неуспеха "Фигаро" в Вене - вновь не начал набирать силу. В то время как творческая потенция тщеславного и заносчивого придворного капельмейстера, желавшего остаться в Вене непревзойденным, неизменно падала"(В.Риттер. Так был ли он убит? М. Музыка 1991, с.194). Риттер недвусмысленно утверждает, что Моцарт был отравлен Зюсмайером с подачи Сальери и при молчаливом попустительстве Констанции, с помощью разведенной жидкой соли ртути, которую понемногу добавляли в еду уже начиная с июля 1791 года (напоминаем, что смерть наступила 5 декабря того же года).
Уже когда умер Борн (глава масонской ложи в Вене), Моцарт высказывал подозрение, что кто-то покушается и на его жизнь. Его часто посещает предчувствие смерти. При помощи малой дозировки можно было добиться того, что в начальной стадии болезни, ее проявления будут незаметны. Во время пребывания в Праге вместе с Зюсмайером, доза, вероятно, была завышена, что привело к углублению кризиса. Этот кризис был преодолен, но процесс отравления прогрессировал. Моцарт чувствовал себя нездоровым, и теперь в самом деле страдал депрессией. И все это на фоне повышенной творческой нагрузки.
Некие "таинственные обстоятельства" служили фоном разыгрывающейся драмы.
В том же июле 1791 года появился "серый посланец" - Антон Гайтгеб - и по поручению графа Вальзегга цу Штуппах (совпадение: "штупп" при добыче ртути означает не очищенную еще ртуть) заказал Моцарту "Реквием". Известно, что мастер принял это на свой счет и не мог отделаться от мысли, что пишет Реквием для самого себя. Был ли заказчик сознательно вовлечен в дело, остается только предполагать. Но совпадений много.
Моцарта торопили с окончанием сочинения. Сам "серый посланец" напугал Вольфганга - его "степенный вид с холодно оценивающим взглядом, узкими, подобранными губами" и "мертвенно-бледный лик со впалыми щеками". Уже в середине сентября 1791 года появились отчетливые признаки заболевания, например, депрессия (Шенк). Усиливалась раздражительность, начались повторяющиеся головокружения, появились слабость, рвота и стремительная потеря веса, участились истерические плачи. Барро писал: "Последние месяцы жизни его постоянно преследовали галлюцинации, навязчивые мысли о смерти, руки ного опухли, его бледность и худоба были ужасны".
В конце октября Моцарт уже с трудом поднимался с постели, а 18 ноября, когда он дирижировал Масонской кантатой, его видели в обществе в последний раз. Через два дня он совсем слег, а 28 ноября его домашний врач доктор Саллаба предположил "острую просовидную лихорадку". Даже само название болезни вызывает сомнения. Во времена Моцарта существовали: "лихорадка с сыпью", "лихорадка острая", "просовидная сыпь", Но не "острая просовидная лихорадка"! Показательно, что случаев такого заболевания в Вене больше не зарегистрировано, что весьма странно, учитывая сильную заразность заболевания!
Итак, отравление? Еще один исследователь, Кернер, считает, что именно во второй половине ноября и была дана решающая и последняя доза ртути, именно тогда начали опухать руки и ноги.
Театральный врач доктор Клоссет 6-го декабря фактически, просто подтвердил диагноз, поставленный ранее доктором Саллабой. Одновременно успешные спектакли "Волшебной флейты" моментально сделали имя Моцарта предметом всеобщих разговоров. Однако заговор молчания вокруг погребения, сама его поспешность и таинственность, слухи об отравлении, спонтанно распространившиеся в обществе, пересуды о причастности масонов к этому делу, "растворение" главных "действующих лиц" в пространстве, включая самого Зюсмайера, который увез детей Моцарта в Прагу, кажутся весьма странными.
Наконец, Майклс пишет: "Гений скончался при сочинении Lacrimosa от чрезмерной дозы соли ртути, что привело к острой уремии, и остается только пожалеть лечащих врачей Моцарта, что они не разглядели истинной картины заболевания - и это несмотря на их предполагаемые токсикологические знания, что было бы так естественно для 18 века (!). Тело Моцарта начало быстро разлагаться, что однозначно указывает на нефроз, вызванный сулемой (хлорид ртути - прим. автора), и он был просто и без раздумий похоронен в "могиле для бродяг"(Шпор, Гати), которую никто так и не пометил"
Его похоронили на следующий же день, не соблюдая предписания об оставлении тела в покое в течение 48 часов, чтобы не допустить ошибки захоронения в состоянии летаргического сна - предписания достаточно строгого и актуального в то время в Вене.
Паумгартнер также пишет: "Медицинские причины смерти установлены не были... Те немногие, что сопровождали его гроб, повернули назад уже от городских ворот... Так гробовщику выпала честь стать единственным, кто проводил в последний путь величайшую личность всей музыкальной истории".
Итак, смертельная болезнь Моцарта имеет трагическое сходство с известной картиной хронического отравления ртутью, клинические детали которого медицине удалось исследовать только в течение последних пятидесяти лет. К уже указанным симптомам добавляются следующие: сохранявшаяся до последнего момента работоспособность, отсутствие длительных провалов сознания перед кончиной, отсутствие жажды. Болезнь эта была принята тогдашней аллопатией за токсико-инфекционное заболевание, что и вызвало поспешность погребения, сжигание одежды и запрет на прощание с телом и дома, и в церкви.
Вскрытие не проводилось, медицинское заключение и свидетельство о смерти отсутствует. Первое известное нам свидетельство о смертельной болезни Моцарта относится к 1824 году и принадлежит протомедикусу доктору Э.Ф.Гульденеру фон Лебесу, который составил эпикриз спустя 34 года (!) после смерти композитора. Лечащие врачи не были едины в диагнозе. По-видимому, Моцарт даже не причастился. Документально опровергнуты "снегопад с дождем", прошедшие, якобы, 6 декабря 1791 года в Вене. Как много загадок, неясностей и неточностей!
Продолжение следует...
Если понравилось, ставьте лайк, поделитесь мыслями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые статьи и видео.
Популярные публикации на канале:
- Еще раз о "странствовании души"
- "Ночь светла" Старинный русский романс Исполняют Александр Сукоркин и Лариса Харитонова
Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией.
Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите двухмесячный канал-младенца!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.