Примечание: возможны спойлеры
Я немного разочарован. Мне не нравятся обрушения четвёртой стены. Хоть описанный мир и переплетается с реальностью, но не на столько же. Осознание персонажами самих себя как персонажей написанной истории, введение в произведение автора в качестве персонажа писателя, который изливает из себя "ка" (или что он там делает) и пишет историю героев, а также встреча персонажей книги с самим Кингом на страницах написанного произведения — всё это меня почему-то разочаровало.
Когда я дошёл до главы их встречи, то мне даже перехотелось читать. Не знаю почему именно меня это расстроило, но как будто из-за такого приёма теряется вовлечение в историю, тебя как будто выкидывают из фэнтезийности в относительную реальность. До этого читаешь историю о приключениях в сложном и переплетённом мире, а тут БАЦ и сам автор появляется на страницах написанного, выступая в качестве персонажа, которому ещё предстоит написать эту историю.
Сложно мне понять и передать собственное негодование по этому поводу. Хотя сама история не отличается от предыдущих книг и держит планку заинтересованности в раскрытии сюжета с раскрытием этого мира.
И в этой части как раз нам очень многое говорят о том, как устроен этот мир. В том числе и о значимости Кинга как персонажа, что он не сам придумывает историю, а она как бы из него изливается, хотя этот момент я не совсем уяснил. Он здесь как роза, то есть имеет такое же значение для вселенной (за ним также охотится Алый Король). Навряд ли, конечно, его поместят на верхний уровень башни, хотя по идее, из того что было уже сказано, там должен восседать Бог этого мира. И с одной стороны писатель, пишущий всю эту историю, является этим самым Богом, точнее создателем, а с другой стороны нам его презентовали как пишущую машинку, то есть не он эту историю придумывает. Скорее там должно восседать "ка", чем бы оно не являлось, хотя для начала стоит прочитать последнюю книгу цикла, чтобы понять всё происходящее.
Ещё нам раскрыли происхождение описанного мира. Что лучи, которые разрушает Алый Король, поддерживают этом мир и являются изначально чем-то магическим, после чего и магия появилась в мире. Но потом магию отодвинули на задний план и стали использовать технологии, поэтому мир и начинает разрушаться. Или что-то подобное. Также немного упомянули про хранителей, хотя их назначения я так и не понял, и про первородных демонов. Много всего наворотили, что так сразу и не осознаешь устройство описанного мира. А ещё и всякой нечисти добавили в виде разумных жуков и зверолюдей, которые натягивают на себя маски людей.
Но как и в предыдущей книге мне показалось, что событий здесь много, а вот сюжета мало. В этой части нам описывают то, как Сюзанна, во главе которой находится Миа, свалила через дверь в Нью-Йорк 1999 года, чтобы родить ребёнка, который оказывается демоном, сыном Роланда и которому уготована учесть убить стрелка. И она направляется к приспешникам Алого Короля, которые, вроде как, обманули Мио, сыграв на её чувствах матери. Другие же герои отправляются за Сюзанной. Роланд и Эдди отправляются в 1977 год, чтобы приобрести участок земли, где растёт роза, а также встречаются со Стивеном Кингом. Джейк, священник и Ыш отправляются прямиком за Сюзанной и вваливаются в то заведение, где она должна родить. И в конце Сюзанна рожает. Конец.
Сюжетно как-то маловато будет. Тем более всё повествование обрубили на незавершённости. Джейк и священник собираются атаковать заведение; Роланд и Эдди не понятно как должны вернуться; а Сюзанна просто рожает и не понятно, что там дальше. Какая-то книга-завязка событий, а не полноценное произведение. Ещё я и смысла структуры не понял, то есть каждая глава — это строфа и заканчивается она на строчках песенки "Кам-кам-каммала", каждая из который общую суть главы подводит. Спрашивается: для чего это было нужно? Также в конце приводится дневник Кинга, который акцентирует внимание на написании "Тёмной Башни", где в конце он умирает (автомобильная авария в 1999, хотя он точно не умер, раз издал эту книгу в 2004). Вот тоже я не вижу в этом большого смысла для произведения, переплетение реального и выдуманного слишком сильно для меня портят общее впечатление от самой истории.
Но зато в этой части сделали большой упор на персонажах. В основном на Сюзанне. Ей очень много времени уделили, в отличии от предыдущих книг. Особенно мне понравилось, как здесь раскрываются обязательные для современного мира темы. А именно расовая дискриминация с отношением к женщинам. Через Сюзанну мы видим как изменился наш реальный мир за 35 лет, в которых героини там не было. Что даже вопрос, а может ли чернокожая женщина поселиться в отеле, вызывает у отвечающего странное недоумение. Вот это хороший подход на раскрытие обязательных тем, показ разницы того, что было, и того, что имеется сейчас. Также и история с воспоминанием о прошлом, когда Одетта выступала за права чернокожих и где её товарищей убили, хорошо играет на эмоциях.
Другим персонажам также уделили внимание. Мне понравилось сравнение Эдди с одержимым коллекционером книг. Он испытывает к нему жгучую ненависть, так как тот является воплощением всех пороков, которые были у Эдди (бывший героиновый наркоман). Также про Роланда сказали одну интересную вещь, что его стремление — это не спасение Тёмной Башни, а лишь желание увидеть её. Хотя тут же мы видим, что стрелок сильно изменился с начала собственного путешествия, так как у него появились верные товарищи (семья), ради которых он немного позади оставляет собственное желание.
И хоть история подходит к своему завершению, множество вопросов всё же остаются. Даже если говорить о тех же самых персонажах. Нам и до этого говорили о схожести бывшего ка-тета Роланда с нынешним. Но в этой книге напрямую заявили, что Эдди и Катберт являются близнецами, которые спасли Кинга в детстве. А с этими дверьми и перемещениями во времени, где оказывается есть одна линяя времени, которая не подвластна перемещениям в прошлое (имеется в виду реальная, в которой живёт сам Стивен Кинг), ещё больше вопросов о происходящем возникает. Слишком это запутанно выходит. Мне даже вопросы трудно сформулировать, так как обилие всего и вся в виде множественных вариаций вселенных, фэнтезийного мира с каким-то Алым Королём и кристаллами (тринадцатый, кстати, решили оставить под башнями-близнецами, крушение которых, видимо, и уничтожило эту часть Алого Короля) постепенно перегружают твои мыслительные способности.
В общем, нужно читать последнюю книгу. Эта часть вышла в виде завязки, которая, в отличии от предыдущей части, не раскрывает какой-либо полноценной истории. Я уже даже не знаю, что ожидать от развязки этой истории. У меня даже предположений в голове нет как всё это закончится.