Дебаты как метод
Метод «Дебаты» содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.
Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.
Дебаты предполагают:
- Активное включение в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
- Организацию совместной деятельности, партнерских отношений, включение в педагогически целесообразные отношения;
- Обеспечение диалогического общения.
Эффективность использования дебатов во многом зависит от осознания возможности и целесообразности их применения:
- при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
- успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы; от подготовленности, необходимой для проведения разного типа дебатов;
- дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
- для реализации поставленных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением создать условия для эффективного взаимодействия; установления доверительных отношений, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение организовать деловое общение.
При распределении по группам можно руководствоваться разными принципами:
- руководитель сам создает группы, распределяет роли;
- сотрудники сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
- перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить сотрудников на три группы (более сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду.
- По желанию самих сотрудников.
Дебаты формируют:
- умение формировать и отстаивать свою позицию;
- ораторское мастерство и умение вести диалог;
- командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
- развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
- развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
- формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
- формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
- формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.
I . Подготовка к игре
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». («только методы ИО могут обеспечить будущее образования)
При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу;
- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.
Работа с информацией по теме:
- активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
- поиск информации с использованием различных источников;
- систематизация полученного материала;
- составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
- формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
- построение стратегии отрицающей стороны;
- умение правильно формулировать вопросы;
- овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
- овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.
II. Игра
Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.
Форма дебатов
У1 — первый спикер команды утверждения;
О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.
Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
Таблица
Регламент «Дебатов»
Действие
Время
Выступление У1
6 минут
Вопросы ОЗ к У1
3 минуты
Выступление 01
6 минут
Вопросы УЗ к 01
3 минуты
Выступление У2
5 минут
Вопросы 01 к У 2
3 минуты
Выступление 02
5 минут
Вопросы У1 к 02
3 минуты
Выступление УЗ
5 минут
Выступление 03
5 минут
Роли спикеров
Спикер У1:
- представление команды;
- формулировка темы, актуальность;
- определение ключевых понятий, входящих в тему;
- выдвижение критерия (ценность или цель команды);
- представление кейса утверждающей стороны;
- заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер 01:
- представление команды;
- формулировка тезиса отрицания;
- принятие определений ключевых понятий;
- атака или принятие критерия оппонентов;
- опровержение позиции утверждения;
- представление кейса отрицающей стороны.
Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.
III. Анализ игры
После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.
Кодекс чести дебатера включает следующие правила:
• Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
• Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
• Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
• Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Этика дебатера:
• при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
• дебатеры должны спорить в дружественной манере;
• язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
• дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
• дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Этика тренера:
• тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
• тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
• тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;
• тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;
• отношения между тренерами и дебатерами должны
основываться на взаимном доверии и
Рефлексия
Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».
В споре:
Каждый хоть раз в жизни общался с очень упертым и сложным собеседником.
Каждый знает, что самый простой способ разрешить спор – это избежать его. Однако, иногда ситуация требует, чтобы Вы отстояли свою точку зрения и убедили самого упорного собеседника в своей правоте. Следующие 10 советов помогут Вам в этом.
1. Будьте аккуратны и вежливы
Прежде всего не играйте с тонкими нитями самолюбия человека: не стоит его обижать, унижать и переходить на личности, так Вы ему ничего не докажете, и он уйдет в защитную позицию отрицания всего на свете (антагонизм). А переубедить человека в таком состоянии уже практически невозможно.
2. Первым делом сильные аргументы
Сначала озвучьте самые сильные и веские аргументы Вашей позиции. Не нужно начинать с мелочей, выпускайте сразу тяжелую артиллерию, а лишь затем на подкрепление к ней мелкую пехоту.
3. Заслужите доверие
Постарайтесь поднять свой статус и имидж: приводите доводы того, что Вы это знаете на практике, что Вы занимаетесь этим уже много лет и получили конкретные результаты или заработали на этом немалые деньги.
4. Проявите хитрость
Мощное оружие – это сказать следующее: “Да-да, вот в этом именно ты прав, это хорошая мысль, но вот в этом ты совсем неправ…” Когда человек чувствует, что его мысли заметили, он может прислушаться уже и к Вашим.
5. Грубая лесть
Хвалите человека! Комплименты, а особенно неожиданные комплименты, удивят и порадуют каждого, а это именно то, что Вам и нужно – расслабить оппонента, снизить его контроль над ситуацией.
6. Последовательность согласия
Правило последовательности: сначала говорите человеку то, с чем он согласен (даже если это абсолютно очевидные вещи), а затем донесите Вашу точку зрения. Вероятность согласия в таком случае повышается во много раз.
7. Уводите разговор от опасных тем
Избегайте “острых углов” и тем, которые могут обострить конфликт, а также тем, которые являются для Вас слабым местом.
Если что-то подобное всплывает, срочно уведите разговор от этого, скажите: “Мы сейчас не об этом, а о …”, “это не имеет никакого отношения к делу, к делу относится только …”.
8. Замечайте каждую мелочь
Следите за невербальным поведением человека, оно может показать многое. Невербальное поведение – это поза, жестикуляция и мимика. Если Вы заметили, что после какого-то аргумента у человека дернулся глаз, тут же продолжайте раскрывать этот аргумент дальше и в больших подробностях – это Ваш самый сильный аргумент, и человек это понимает и нервничает.
9. Люди любят пользу и выгоду
Убедите человека, что то, что Вы ему говорите, очень полезно и даже выгодно для него, а его позиция, наоборот, не принесет ему ничего, кроме “просто своей позиции”.
10. Проявите неожиданную внимательность и уважение
Внимательно слушайте собеседника, даже если он Вас раздражает: любой человек заметит, что к нему внимательны, а особенно это заметит тот, кто знает, что несмотря на то, что Вы с ним не согласны, вы внимательны к нему. Таким образом Вы сможете выделиться на фоне других людей, с кем он когда-либо спорил.
Литература
• Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.
• Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.
• Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.
• Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.
• Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
• Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
• Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
• Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
• Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
• Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.