В этой истории я начал разбираться с подачи читателей канала: в одной из дискуссий было упомянуто, что Уинстон Черчилль в 1911 году лично руководил, как сейчас сказали бы, антитеррористической операцией - знаменитой "осадой на Сидней-стрит, в ходе которой английская полиция при поддержке шотландской гвардии (точнее, наоборот - шотландская гвардия при поддержке английской полиции) ликвидировала двух анархистов-латышей. Я не помнил в биографии Уинстона Черчилля этого факта (руководства операцией), а посему и решил углубиться в этот вопрос.
По ходу изучения русских и английских источников выяснился и любопытный сугубо оружейный нюанс, о котором, полагаю, узнать будет тоже небезынтересно.
Небольшое введение
Осаде этой, имевшей место 3 января 1911 года, предшествовала неудачная попытка этих самых латышей ограбить ювелирную лавку - делу революции нужны были деньги. Попытку эту они предприняли 16 декабря 1910 года.
Попытка была неудачной во всех смыслах: не удалось не только само ограбление, в осуществление которого вмешались полицейские, но и, убегая, анархисты фактически расстреляли полицейских, убив трех и ранив двоих из девяти. Более того, стреляя по полицейским (которые были вооружены только деревянными дубинками), налетчики случайно тяжело ранили своего коллегу - одна пуля попала ему в спину.
Коллега скончался 17 декабря и был брошен в квартире, куда его принесли после ранения - друзья-налетчики побоялись везти его в больницу, но вызвали врача, который оказал первую помощь. Врач, придя чуть позже, обнаружил тело, обратился к коронеру, ну а тот - в полицию.
Очень скоро выяснилось, что молодой человек с огнестрельным ранением был у ювелирной лавки (с ним был обнаружен пистолет системы Дрейзе обр. 1907 года (кал. 7,65 мм), из которого стреляли в полицейских 16 декабря), и полиция начала "копать", тем более, что происшествие приобрело огромный общественный резонанс.
Очень скоро (18 и 22 декабря) были арестованы трое несостоявшихся грабителей (среди которых оказался и будущий создатель ВЧК Ян Петерс). Чуть позже к ним добавили еще двоих.
Осада на Сидней-стрит
2 января 1911 года полиция установила, что двое оставшихся на свободе террористов скрываются в квартире на втором этаже дома №100, расположенного на Сидней-стрит.
Действовали быстро: после полуночи, уже 3 января, все жильцы дома были эвакуированы, район оцеплен, к месту операции стянуты около 200 полицейских. Учитывая расположение квартиры, к двери которой вела узкая и длинная лестница (на второй этаж), решено было операцию начать утром.
Ситуация осложнялась тем, что полицейские не имели права открывать огонь первыми. И решение было принято, прямо скажем, оригинальное: в 7.30 один полицейский постучал в дверь, а другие начали бросать камни в окно. Анархисты отреагировали: высунулись из окна и открыли огонь, ранив одного из полицейских.
Полицейские бодро ответили, но скоро выяснили, что их оружие (револьверы Веблей, Бульдог, двуствольные дробовики и винтовки кал. 5,6 мм) проигрывают по мощности оружию террористов - те были вооружены двумя пистолетами системы Маузера с магазинами на 10 патронов и этих самых патронов явно не жалели.
И не мудрено - "Веблей" 4-й модели, которым, скорее всего, были вооружены полицейские, имел кал. 12 мм, но проигрывал "Маузеру" кал. 7,63 мм в прицельной дальности, скорострельности, точности и энергии пули.
Единственное, чем он мог похвастаться - весом: его 1100 г почти соответствовали 1250 г "Маузера".
Полицейские запросили помощь и получили ее: в 10.00 к месту операции прибыл отряд шотландских гвардейцев из охраны Тауэра, вооруженных винтовками Ли Энфилд. Однако, "маузеры" и здесь не спасовали, и перестрелка продолжилась.
Полицейские стали побеждать только около 12.50 - из квартиры пошел дым, потом она загорелась, а чуть позже, около 13.30, удалось подстрелить одного из осажденных: он неудачно высунулся из окна. К этому времени на Сидней-стрит прибыло дополнительное огневое подкрепление: против двух "маузеров" выставили еще один отряд гвардейцев с пулеметом Максима (впрочем, применить его не успели).
К 14.30 стрельба из квартиры прекратилась, обрушилась часть крыши, стало ясно, что террористы мертвы, и пожарные приступили к тушению огня. В 14.40 к месту перестрелки прибыло еще одно усиление - два расчета конной артиллерии с 13-фунтовыми полевыми орудиями (76,2 см). Можно только представить эпическое противостояние двух "маузеров" и двух пушек, но - увы.
Роль Черчилля
Ну и теперь о собственно Уинстоне нашем Черчилле. В тот период он, восходящая звезда английской политики, был министром внутренних дел, но о начавшейся операции узнал только около 9.00, когда два, руководивших штурмом квартиры суперинтенданта полиции, поняв, что огневая мощь террористов превышает соответствующие возможности лондонской полиции, доложили об этом своему начальнику в Скотланд-ярд. Тот, не долго думая, обратился в Министерство внутренних дел и получил разрешение Черчилля взять отряд шотландских гвардейцев из Тауэра.
Сам Черчилль прибыл к месту перестрелки в 11.50 и, как и положено политику, "засветился" как на фото, так и на "видео" - операцию снимали на кинокамеру. Однако, по его словам, которые он написал в письме в "Таймс", никаких команд полицейским он не давал:
"Я никоим образом не вмешивался в решения полицейских властей на месте... От начала до конца у полиции была абсолютно полная свобода действий... Я не посылал за артиллеристами или саперами. Со мной не посоветовались, следует ли за ними послать".
Более того, присутствие Черчилля в зоне операции вызвало критику как со стороны общественности, так и со стороны оппозиции. Как заявил один из них,
"Он (Черчилль - ИО), как я понимаю, говоря военным языком, находился в так называемой зоне огня — он и фотограф рисковали самым ценным - своими жизнями. Я понимаю, что делал фотограф, но что делал там респектабельный уважаемый джентльмен? Этого я не понимал ни тогда, ни сейчас".
Впрочем, один раз Уинстон Черчилль вмешался в ход операции: когда квартира начала гореть, старший офицер пожарной команды обратился к руководившим операцией полицейским с просьбой разрешить потушить пожар. Однако те, не зная, живы террористы или нет, запретили ему это делать. В возникшую дискуссию и вмешался министр внутренних дел:
"Я, как министр внутренних дел, сказал офицеру пожарной команды, что дом должен сгореть дотла, а он должен быть готов предотвратить распространение пожара".
Заключение
Таким образом, распространенная в русскоязычных материалах информация о том, что Уинстон Черчилль руководил операцией, не подтверждается ни англоязычными источниками, ни самим Уинстоном нашим Черчиллем.
Два пистолета системы Маузера успешно противостояли не только револьверам Веблей, но и винтовкам Ли Энфилда. Не с этого ли эпизода у господ чекистов (а Ян Петерс бы, напомню, был одним из основателей ЧК) появилась любовь к пистолетам именно этой системы?
Кстати, сам Уинстон наш Черчилль, участвуя в сражении при Омудрмане в войне с махдистами, предпочел все тот же "Маузер" на 10 патронов.
Как говорится, выбор профессионалов!
#оружие #огнестрельное оружие #уинстон черчилль
Как Черчилль сражался при Омдурмане, можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!