Найти тему
Павел Поляков

Олимпиада 2016

Олимпиада 2016

Нельзя сказать, чтобы я любил спорт, особенно профессиональный, всегда считая его неразумной тратой сил и ресурсов, которые можно было бы направить на более полезные и неотложные дела. Более того, спортивные результаты, достигаемые за счёт тестирования граней физических возможностей человека, ставящие при этом под удар не только здоровье, но и саму жизнь спортсмена, представлялись мне весьма сомнительными. Царящий в спортивной среде обман и ненависть к соперникам, а зачастую и товарищам по собственной команде, на мой взгляд, выхолащивал саму суть соревнования. Особенно красочно это проявлялось при расследовании различных допинговых скандалов. Тяжким бременем на налогоплательщика ложатся также расходы на содержание специальных служб, занятых выявлением и расследованием применения запрещённых препаратов. Информация о закулисной подковёрной борьбе, взятках, которые выплачиваются при выборе мест проведения спортивных мероприятий, явно не добавляет уважения к профессиональному спорту. Особое раздражение всегда вызывало крайне нервозное восприятие к нему со стороны ряда государств, в которых зачастую относятся к спортивным достижениям как к рекламе собственного руководства или пропаганде внешнего имиджа страны на фоне зачастую плачевных результатов в экономическом и социальном развитии. В своём крайнем проявлении событие спортивной жизни может послужить даже поводом к межгосударственному вооружённому конфликту (т.н. футбольная война между Гондурасом и Сальвадором 1969 года прошлого века).

Вероятно, подобными вопросами задавались в конце 19 века и организаторы возрождаемых Олимпийских игр во главе с бароном Пьером де Кубертеном, которые определили, что их участниками могут являться только спортсмены-любители. Однако профессиональный спорт оказался сильнее отцов-основателей, и поэтому продолжает с триумфом шествовать по планете. Причина проста: несмотря на свою грязную изнанку, современный спорт в условиях потери им своего изначального смысла - укрепления физического здоровья человека, продолжает оставаться увлекательным зрелищем. Оно, как и хлеб, необходимо народу, а для власть предержащих, у которых существуют проблемы с экономикой, это необходимо вдвойне. Однако весь этот скепсис рассыпается в пух и прах, когда начинаешь всматриваться в восторженные глаза зрителей и сосредоточенные лица спортсменов, участвующих в этом особом таинстве, священном ритуале, каким он являлся и для древних греков, и продолжает оставаться сейчас. Этот праздник позволяет отвлечься от повседневных хлопот и погрузиться в атмосферу собственных таящихся эмоций, которым порой недостаёт просто повода для того, чтобы выйти наружу. Здесь концентрируется всё: и присущий человеку азарт, и стремление стать частью толпы с едиными эмоциями, и восторг и преклонение перед теми, кто выше, дальше и сильнее, и радость сопричастности к событию мирового масштаба.

-2

В конце июля 2016 я вылетел самолётами Alitalia по маршруту Рим - Рио-де-Жанейро. Первые часы перелёта мои мысли были заняты отнюдь не переживаниями относительно предстоящих событий, а борьбой с подсознательным страхом. Я никогда не боялся летать, но после того как год назад наш самолёт компании Air France по неведомым «техническим» причинам развернули над югом Испании и отправили обратно в Париж, чувство опасения за жизнь своих домочадцев меня не переставало покидать. Однако сейчас от печальных мыслей меня оторвали принесенный стюардессами ужин, а также лившаяся отовсюду непрерывная и до крайности эмоциональная итальянская речь. Вместе с нами из Рима летела в полном составе женская олимпийская сборная Италии по баскетболу, и вид высоченных экспрессивных девиц вызывал у меня улыбку. Я ещё не отошёл от впечатлений, навеянных многочасовой прогулкой по Вечному городу, и мне было забавно наблюдать за представительницами латинской расы, вид которых действовал на меня целительным образом. Казалось, что этот лечебный галдёж будет, продолжался вечно, однако вскоре со стороны бизнес-класса появился небольшого роста седой мужчина, который что-то крикнул, и наш салон погрузился в звенящую тишину. Вскоре погас свет, и успокоительный гул уверенно работающих двигателей Airbus А-330 погрузил пассажиров в безмятежный сон.

-3

Рио-де-Жанейро лихорадило в ожидание мирового спортивного праздника. К городу стягивались войска и национальная гвардия: огромного роста солдаты, одетые в пропитанный пылью зелёный камуфляж, с длинными базуками на плечах заполнили центральные улицы города, оба аэропорта, подъезды к мосту на Нитерой и многочисленные эстакады. Кариоки, наконец-то вздохнули спокойно: они могли свободно бродить по вечерним улицам, не опасаясь нежелательных встреч, и по их любопытным лицам создавалось впечатление, что они впервые видят собственный город не из окон своих домов или сквозь стёкла автомобилей, а вот так, на ощупь. Рио можно было потрогать руками, ощутить аромат его старинных соборов, услышать звон бегущих по рельсам трамваев, прогуляться пешком от помпезного здания муниципалитета, со стоящей перед входом скульптурой Тирадентеса, до кафе Коломбо, интерьер которого погружает посетителя в атмосферу 19 века. Становился доступным для прохожих и ярко раскрашенный вечерними огнями муниципальный театр, и расположенный напротив него музей изящных искусств, и церковь Канделария - все эти шедевры классического барокко вновь заиграли перед публикой тем кокетливым изяществом, которым их наградили создатели.

-4

Узкими улочками можно было пройти мимо тяжёлого псевдоклассического здания Banco de Brasil, полюбоваться длинным рядом небольших кафе, собранных под одной покатой крышей, поддерживаемой тонкими колоннам, и наконец, выйти к пассажирскому порту, откуда при свете морских огней отправлялись катера в сторону многочисленных островов и поселений, которые вмещал в себя залив Гуанабара. Терпкий запах океана притягивал к себе праздных прохожих, гуляющих по площади, названного в честь короля-изгнанника1, и одноимённого парка, где в дневное время располагались богатые книжные развалы, и выставлялась на продажу различного вида утварь, бывшая в обиходе лет сто назад. Удивляясь собственной смелости, к зданию музея ВМС страны, под который был приспособлен списанный в запас корабль, двигались местные мамаши с колясками и о чём-то весело переговаривались между собой, не забывая при этом тревожно оглядываться по сторонам. Любителям острых и запретных ощущений становился полностью доступным район Лапа, где всю ночь звучит музыка и слитые в танце пары лишь на минуты отрываются друг от друга для того, чтобы сделать глоток пива или заложить в ноздрю порцию кокаина.

На этот короткий и счастливый момент времени наконец-то разрешилась так долго мучившая меня дилемма: относительно безопасно передвигаться по городу можно было только на автомобиле, но на нём по городу передвигаться было нельзя, потому что оставить его было негде. Местные власти долгие годы вели упорную борьбу с владельцами личного автотранспорта и победили в ней, лишив город стихийных парковок, но о том, как в терзаемом уличной преступностью городе передвигаться безлошадным автовладельцам, подумать так никто и не удосужился. И вот теперь можно было наконец-то безнаказанно пользоваться эти раем свободы и красоты Cidade maravilhosa.

Однако время поджимало, необходимо было спешно готовиться к прибытию спортсменов, болельщиков и официальных лиц. По имевшейся информации, закулисные переговоры, которые вела через посредников военная полиция штата с криминальной группировкой Commando Vermelhoо заключении «олимпийского перемирия», закончились безрезультатно. Несмотря на то, что две другие главные криминальные структуры города (Terceiro Commando Puro; TCP, Amigos dos Amigos; ADA) не смогли отказаться от сделанного им властями предложения, это, тем не менее, не внесло успокоения в души правоохранителей, и их тревога передалась также и мне. Причиной являлось предположение, что на место уходящих временно «в подполье» боевых отрядов TCP и ADA придут бойцы CV, и вместо декриминализации городской обстановки, мы получим классический передел сфер влияния.

В центре особого внимания находился небольшой кусочек города, расположенный между Копакабаной, Арпоадором (Airpoador) и гостиницей Софитель, в которой предполагалось разместить высшее должностное лицо нашей страны. Из окна президентского люкса открывался прекрасный вид на океан и Форт Копакабана, известный знатокам бразильской истории. Здесь в 1922 году началось восстание тенентистов, подавленное затем властями, однако ставшее знаковым событием для дальнейшей судьбы государства. Это было удобное со всех точек зрения место, которое необходимо было как можно скорее застолбить за собой, и превратить в маленький кусочек России на Атлантическом океане. При поддержке актива местных соотечественников, в число которых входили также члены семьи лидера тогдашних повстанцев Л. Престеса, а также при участии представительств «Роснефти», «Газпрома», «Росатома», с этой задачей прекрасно справились. Самый лучший уголок города для обустройства «Русского дома болельщиков» - Форт Копакабана остался за нами. Трёхэтажный, охраняемый по периметру комплекс, возвышавшийся над входом в залив Гуанабара, располагал всей необходимой логистикой. На каждом уровне был свой ресторан с барной стойкой; имелась концертная площадка, где происходило чествование победителей, и организовывались музыкальные представления; услугами комнат для ведения переговоров и VIPзала пользовались приглашаемые люди из числа местных и иностранных граждан. С утра и до поздней ночи на кухне над блюдами русской и бразильской кухни трудились опытные повара. Группа волонтёров помогала гостям соприкасаться с российской культурой и получать необходимые разъяснения. Здесь постоянно царил дух гостеприимства и веселья, что особенно импонировало бразильцам, которые находились в полном восторге от увиденного. Без преувеличения хочется отметить, что в «Русском доме болельщиков» побывало никак не меньше половины жителей города, по крайней мере, цивилизованной его части. Для сведения могу лишь добавить, что немецкое представительство размещалось в палатках в районе Ипанемы, и о его существовании знали только узкопрофильные специалисты.

Высокий уровень оказываемого бразильцам приёма и общая непринуждённость обстановки способствовали быстрому разрешению многочисленных проблем, возникавших с неизбежной регулярностью. Связаны они были по большей части с безалаберным поведением российских болельщиков, которые так и норовили попадать в различные передряги. Контакты с руководством гражданской полиции (policia civil) помогали держать в поле зрения проводимые расследования значимых случаев, среди которых преобладали кражи, грабежи и мелкие мошенничества. Время от времени с руководством российской сборной инициировались соответствующие инструктажи, направленные на повышение бдительности и ответственности членов сборной. Возможно, что именно данное обстоятельство помогло избежать крупных инцидентов.

-5

Русский дом болельщиков был не только местом работы, но и активного отдыха. Я часто приезжал туда, ставил с разрешения руководителя объекта свой автомобиль на стоянку и поднимался на третий ВИПовский этаж. Пропуском туда служила олимпийская форма, любезно презентованная мне российским оргкомитетом игр. Не спеша, сдувая с кружки пивную пену и наслаждаясь забытым вкусом «Балтики», я наблюдал за безудержным веселием, царящим внизу. Сами собой завязывались шапочные знакомства, самыми интересными из которых были контакты с известными спортсменами и представителями российской эстрады. Для многих из них стал открытием тот факт, что в Рио-де-Жанейро в белых штатах никто не ходит. Это ложное поверье возникло от того, что каждую новогоднюю ночь военно-морские силы страны совместно с мэрией устраивают перед пляжем Копакабаны пятнадцатиминутное шоу, называемое «Ревельон» – один из самых крупных в мире праздничных салютов. На него, по сложившейся традиции, кариоки должны были все как один, надеть на себя любой предмет одежды белого цвета или просто прикреплённую к ней белую ленту, что символизирует предвкушение радости нового отрезка времени.

-6

Наиболее трогательными моментами всегда являлись церемонии награждения победителей, точнее победительниц, поскольку большинство медалей, в том числе в силовых видах спорта, было завоёвано представительницами слабого пола. Достоинство каждой награды отмечалось по-особому и сопровождалось не только речами во славу победителя, но и шампанским, бутербродами с икрой и обязательной для всех рюмкой водки.

Олимпиада 2016 для российской сборной подходила к своему завершению. Горючая смесь большого спорта и большой политики оставила российских спортсменов без заслуженных наград, и развести эти две категории во времени и пространстве, к сожалению, не удаётся до сих пор. И всё же олимпийские игры оставили в душе ощущение праздника. Отпущенное на сказку время подошло к концу. Рио постепенно возвращался в свою повседневную жизнь с её перестрелками, криминальными разборками и коррупционными скандалами.

1 Тирадéнтес (перев; зубодёр. Так тогда называлась профессия стоматолога). Настоящее имя - Жуакин Жозе да Силва Шавиер – национальный герой, борец за независимость Бразилии от Португалии. Казнён 21 апреля 1792 г.

1 Жоау VI(порт; João VI) – король Соединённого королевства Португалии, Бразилии и Алгарве с 20 марта 1816 по 10 марта 1826 гг. В 1808 г. Бежал из Португалии в Бразилии под натиском войск Наполеона. 3 июня 1821 покинул Бразилию и вернулся в Португалию.