Сегодня я расскажу как формируется пограничная личность и реально ли с этим что-то сделать?
КТО ТАКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ?
Если в бытовом смысле говорить, то пограничность — это сложности с границами, сложность в границе между собой и другими людьми или группой людей. Этими другими людьми могут быть: мама, муж, бабушка, одногруппники, коллеги и т.д..
Сложности могут быть в общении.
Например, пограничнику очень сложно заканчивать разговор. Трудно завершаться. Завершение — это некий обрыв этой границы, разъединение между собой и не собой. И такие люди могут бесконечно говорить. Тут проблема, что если такой человек работает в помогающих практиках, и его консультация длится час, он может часа четыре консультировать, потому что не может закончить разговор.
У пограничников сложность в контроле эмоций. Очень быстрый и резкий переход от одного эмоционального состояния в другое, полярное.
Например в браке пограничники могут купаться в любви, объявлять себя самыми счастливыми на свете, радоваться и наслаждаться, но тут дети или муж делают что-то, чем обозначают свою границу и показывают этим разность пограничника от других людей. И тут пограничник попадает в другую свою полярность (аффективную), где рождается много аффекта, много ярости, гнева, обиды, слез и пограничник обратно возвращается в свое фрустрирующее состояние.
С пограничниками не возможно планировать отпуск. Если супруги в паре любят разные вещи (например, кто-то горы, а кто-то море) — это становится поводом для очень долгих и уничтожительных скандалов.
Люди с ПРЛ очень тяжело переносят отвержение, реальное и мнимое. Причём в качестве отвержения человек с ПРЛ может принять все что угодно. Поэтому, с ними очень сложно коммуницировать. С ними тяжело общаться, ты никогда не знаешь, где ты можешь ранить пограничника. Задеть его очень легко и он почувствует себя отвергнутым, не любимым, не нужным, не важным.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ПОГРАНИЧНОСТЬ?
Формируется пограничность в раннем детстве. Она присуща по большей части женщинам, потому что они более эмоционально восприимчивы. Мужчины тоже достаточно часто с этим сталкиваются, но больше женщины.
Часто эти люди обладают травмой детского насилия, иногда сексуального, иногда психологического. Сложные родители, манипуляционные, абьюзивные, алкоголики, наркоманы.
Иногда это не благополучные семьи, а иногда наоборот. И у всех без исключения есть травма детской привязанности. И именно в этом кроется вся суть пограничности.
Это когда в детстве ребёнок не получил здоровых отношений с родителями. Когда ребёнка сбагривают на бабушку или кого - то ещё. Или после родовой депрессии, когда женщина целиком погружена в это апатичное состояние. В этом случае, мамочки уделяют меньше внимания своим детям и телесному контакту, такому важному для ребёнка. Конечно, такое расстройство есть у каждого ребёнка, у кого не было родителей — дети сироты, дети из приютов. У всех, у кого есть сложности с привязанностями, с установлением близости. И пограничник живет все время в желании полного слияния со своим партнёром. И для начала, если это в парах нормально, когда все делается вместе, то со временем, начинают очерчиваться границы. И пограничник попадает в состояние очень сильной тревоги, бывает даже с паническими атаками. Другая же, очень сильная интенция - это страх отвержения. Панический ужас, который не могут выдержать пограничники, и фоновое чувство вины. Это основное, с чем живут люди с ПРЛ. Множество полярностей, что такое хорошо, что такое плохо и т.д., и чувство вины является регулятором некоторой устойчивой привязанности. Люди с ПРЛ примерно думают так: «если я не правильная, то я могу дольше находиться в этих отношениях и могу оставаться в этой устойчивой привязанности».
Самоповреждения - частый спутник ПРЛ. Они выражаются не только как селфхарм, но и в других процессах. Например, в опасном сексуальном поведении, затевании конфликтных ситуаций, драк. Почему так происходит?
Потому что эта внутренняя боль очень жёсткая, ее трудно выносить. Ее тяжело переживать, с ней трудно быть и справляться. И в таком опасном поведении есть успокаивающий эффект.
В этом месте происходит фиксация. Грубо говоря — увидел кровь, наказал себя и успокоился, можно вернуться домой, в семью, жить дальше.
В детстве, пограничник переживал это сильное желание слиться с родителем, который его отверг, в браке он проходит через то же. И он чувствует бессознательно, что если у партнёра где-то вырисовывается граница, то тогда пограничник пытается подчинить себе этого человека исходя из своей черно-белой картины мира и четкого понимания что правильно, а что не правильно. И вот все что не правильно пограничник будет стремительно убирать из своей жизни.
Трудность заключается в том, что это не возможно. И это самый фрустрирующий фактор, его не завершённая ситуация. Он не может жить в разности, не может жить в отличиях. Или сильное слияние с подчинением или сильная изоляция с дикой внутренней болью, со страхом отвержения и прочими процессами и самоповреждениями.
МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРАНИЧНИКОВ.
Основной невротический механизм, который мы можем наблюдать у пограничников —это проекция. Размещение всего, что я у себя вытесняю из своего опыта на других и им приписываю это. А внутренняя агрессия никуда не уходит, поэтому они размещают ее в других. Стоит кому-то очертить границу, например: «слушай, давай завтра поговорим, а то что-то я от тебя уже устал/а», пограничник сразу наделяет этого человека плохими качествами. Типа — он плохой, он тиран, использовал меня и т.д. и размещает все это во вне, не осознавая своей внутренней злости.
Сложность именно в донесении таким людям, что мир не черно-белый, а что он серый. Он разный и не может быть однозначно хорошим или плохим. Именно в этой интеграции есть сущность терапии. Постепенно пробовать, осознавать, что люди это одни и те же люди, не однозначно хорошие и не однозначно плохие. Опознавать механизм проецирования.
Все, кто приходят в терапию с ПРЛ, хотят это убрать, но это разный процесс для всех. У кого-то он занимает год, а у кого-то 2-3 года. Пограничник в терапии будет делать то же самое, что и в обычной жизни - проецировать на терапевта. И тут поможет чёткий сеттинг, регулярная работа в одно и то же время, чтобы родилась устойчивость и опора. То есть регулярные сессии, например по вторникам в 15:00. И не менять время. Постоянно нужно придерживаться этого расписания.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ НА ТЕРАПИЮ?
Можно постоянно осваивать свою пограничность. Самостоятельно, наблюдать, контролировать свои эмоции.
Зачем это нужно? Там колоссальное количество энергии, огромнейшее, в этих аффектах. Ее можно использовать для творчества, самореализации, в бизнесе, работе, где угодно, во всех сферах жизни. Можно трансформировать свою пограничную часть, реализовывать ее где-нибудь, но не дома. Дома работать над контролем аффекта, эмоций, присваиванием проекций. И совет для всех с пограничной организацией - попробовать принять свою пограничную часть, подружиться с ней. Это не проклятие, иногда это даже дар. Можно осваивать свою пограничность и развивать нарциссическую сторону. Это прекрасное сочетание — успех в любом деле гарантирован.
Подробнее про проецирование можно посмотреть в моём видео, там и упражнение имеется: