Изучая ход Корейской войны 1950-1953 гг. особенно интересно почитать про противостояние советских и американских летчиков в небе над Кореей. Читая наши мемуары, в частности книгу Е. Г. Пепеляева «МиГи против Сейбров», с удивлением узнаешь про превосходство советских летчиков. Сам Пепеляев пишет о соотношении потерь 1:10 на первом этапе воздушных боев в нашу пользу, это до прибытия на фронт новейших американских истребителей F-86 «Сейбр». Но и после столкновений с более совершенными F-86 разница потерь, хоть и уменьшилась, все же была в нашу пользу.
На фоне громадных потерь американских тяжелых бомбардировщиков В-29 «Супер Крепостей» наши военные даже отказались от использования советской полной копии данного самолета под наименованием Ту-4 и дали задание конструкторам разрабатывать дальний бомбардировщик уже с турбовинтовыми двигателями Ту-95.
Однако просмотрев официальные американские документы находит недоумение - потери американцев в каждом конкретном воздушном бою и их общие потери в ходе Корейской войны оказываются сильно заниженными. Неужели советские асы оказались врунами?
Но тут надо знать специфику подсчета американцев свои потери в воздушных боях (!). Для любознательных приведена табличка потерь американских ВВС в ходе войны в Корейской кампании 1950-1953 гг.
Рассмотрим эту табличку: в первой графе приведены данные потери летательных аппаратов от «вражеской активности в боевых миссиях». Обычно это переводится у нас, во всяком случае, если речь идет о бомбардировщиках, как «потери над целью». Варианты - от врага в воздухе, от огня с земли и неизвестные причины.
Следующая графа переводится как «Потери от не активности врага в боевых миссиях». Варианты - «другие потери» и «потери от неизвестных причин». Причем, для бомбардировщиков потери «над целью» в целом ниже, чем потери «от не активности врага в боевых миссиях». Третья графа - «Общие потери в боевых миссиях». Следующая графа - это «Потери не боевые».
Рассмотрим потери конкретно тяжелых бомбардировщиков В-29 - «над целью» - 24, «от не активности врага» - 33 и «не боевые» - 21 самолет. Что все это значит? Оказывается, американцы специфически подсчитывали свои потери - если самолет сбит во время боя, то он засчитывался в потери «над целью». Если же он, например, был поврежден и был потерян уже не «во время боя», то он в статистику боевых потерь не входил. При этом, самое смешное, варианты его «не боевой потери» были разными.
Например, что особенно актуально для тяжелого многомоторного бомбардировщика, после боя у него могли отказать оставшееся неповрежденные двигатели и самолет упал. Или вытекло топливо из пробитых в бою баков. Или бомбардировщик разбился при посадке на свой аэродром. Или же он после боя пропал (например, был добит истребителем, но сообщение об этом передать не успел).
Короче говоря, пылающий четырехмоторный бомбардировщик с одним работающим двигателем, который опытный глаз советского летчика-истребителя, определит, как однозначно сбитый и не будет его преследовать, мог отлететь от места воздушной схватки на 1 км и упасть, при этом американцы не записывали его в потери «от активности врага».
Надо понимать, что в оперативную статистику для журналистов и для отчета «наверх» шли именно потери «над целью», т. е. заниженные. Уже через много лет официально публиковались «общие потери в миссиях», к специфике которой не каждый и разберется.
При этом американские летчики без стеснения засчитывали на свой счет «сбитыми в бою» советские самолеты, если они были лишь повреждены или американцам казалось, что они сбиты.
Например, во время воздушного боя 12 апреля 1951 г., который американцы и-за больших потерь В-29 назвали «Черным четвергом», экипажи этих бомбардировщиков заявили о том, что они сбили своими пулеметами 9 советских истребителей и еще 6 были вероятно сбиты, а также 6 советских МиГ-15 были повреждены. Но реально ни один советский самолет в этом бою не был сбит не только бомбардировщиками, но и вражескими истребителями.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
#история #россия #сша #техника #оружие #война #корея #авиация
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским.
Другие публикации про авиацию - Как захватывали вражеские самолеты для изучения во время Корейской войны 1950-1953 гг.