Мы продолжаем нашу прогулку, и вновь вспомним хозяина особнячка – купца Д.Л. Филатова. Дело в том, что за его собственным домом, что был около Сквера, в самом начале Куйлюкской улицы, некогда находилось много раз перестроенное здание, в котором находилась всего-то навсего…АТС.
Но, кроме ветеранов службы связи, никто из наших сограждан и не догадывается, что именно это здание было родоначальником той самой службы, которая и по сию пору предоставляет одну из самых необходимых услуг – ту самую связь. Именно отсюда и началась сначала телефонизация Ташкента, а затем уж и всего Туркестанского края.
Это здание помнят многие из нас – за ним находилась автобусная станция, с которой можно было уехать даже в пригородные дачные поселки. Здание старейшей в городе АТС было «демонтировано» (варварски снесено) при реконструкции улицы, перед возведением дворца форумов.
Прямо напротив, через дорогу, стоит симпатичное двухэтажное здание, очень похожее на мечеть. Наверняка многие ташкентцы, проходящие мимо этого сооружения, именно так и думают. Но это не так. Дело в том, что незадолго до Великой Отечественной Войны наш местный художник – этнограф В. Розвадовский подал идею сооружения в центре города здания, которое будет выполнять функции выставочного зала. Возводилось оно по проекту узбекских архитекторов К. Бабиевского и А. Петелина, и было введено в эксплуатацию в 1934-м году.
Первое, что бросается в глаза при входе в здание – это поистине уникальные резные двери. Их изготовили знаменитые, замечательные мастера резьбы по дереву, группу которых возглавляли такие профессионалы своего дела, как усто Гафури Ходжи Ашур и Якуб Рауфи.
Мне привелось несколько раз побывать здесь, на концертах некоммерческого клуба струнной поэзии «Вертикаль». Это неофициальное сообщество граждан, которые являются «фанатами» (в хорошем смысле этого слова) исполнения музыкальных произведений под аккомпанемент гитары. И первое, что меня поразило – это исключительная, удивительная акустика любого из его залов.
В его помещениях действительно проводились самые разные выставки, одно время была размещена даже коллекция Государственного музея искусств. Сегодня на его площадях периодически проводятся самые разные выставочные мероприятия, а само здание носит название - «Ташкентский Дом Фотографии», и входит в состав Академии художеств Узбекистана…
Буквально рядом с этим выставочным залом еще недавно стояло известное всем ташкентцам вроде бы считавшееся детским кафе с красивым названием – «Буратино». Возведенное в 1965-м году, было оно двухэтажным, и угоститься здесь можно было не только мороженым и вкуснейшим лимонадом, но и блюдами посерьезней – пловом, например, или шашлыком.
Старые ташкентцы должны помнить это кафе – сейчас на его месте возвышаются вторые куранты, составившие пару к первым, сооруженным в далеком 1947-м году…
От новых курантов мы направляемся в сторону «кишлака Куйлюк», до первого перекрестка в его сторону. Здесь стоят три интереснейших здания двух разных эпох – это здания второй женской гимназии, казенной палаты и вроде бы прозаического ресторана с весенним названием – «Бахор». Чем же так знамениты эти сооружения, что мы решили о нем рассказать?
Да хотя бы тем, что в двух из них как бы отразилось как бы «соперничество» двух замечательных, знаменитых мастеров архитектуры начала прошлого века. Это Вильгельм Соломонович Гейнцельман и Георгий Михайлович Сваричевский, создавшие немало интереснейших зданий не только в нашем городе, но и далеко за его пределами.
Итак, сначала о здании казенной палаты. На его строительство была выделена гигантская по тем временам сумма – сто тысяч рублей. Оно было возведено двухэтажным, с центральной многогранной башней, над которой был установлен пирамидальный купол, по верху имевший красивую металлическую решетку. Внутри к башне подходят прямые, как стрела, коридоры, упирающиеся во входной вестибюль и красивую мраморную лестницу. Его построили всего-то навсего сто двадцать лет назад, в далеком 1902-м году.
Сама казенная палата, для которой и было построено это здание, занималась наблюдением за правильностью ведения финансовых дел государственными учреждениями и коммерческими предприятиями – своего рода прообраз современной счетной палаты. Через нее проходили сведения обо всех налогах и сборах, которые должны были быть уплачены, а потому она имела достаточно приличный по тем временам штат сотрудников.
После Великой Октябрьской Социалистической Революции здание частенько переходило «из рук в руки», пока не было передано музею истории Узбекистана. Перед ним долгое время стояли старинные «ядерные» (в смысле – когда-то давно стрелявшие ядрами) пушки. Ныне музей переехал в другое, чуть менее известное здание, а старинное сооружение ныне сдается в аренду различным фирмам. Второе же здание, стоящее напротив, сооружалось чуть позднее – в 1912-1913-м годах по проекту Георгия Михайловича Сваричевского. Попросту выяснилось, что в конце первого десятилетия прошлого века в городе стало настолько много гимназисток, что в гимназии, находившейся на Сквере, мест уже не хватало.
А потому власти обратились к Георгию Михайловичу, с просьбой не только составить проект, но и наблюдать за ходом строительных работ. Что и было сделано (не побоюсь этого слова) великим архитектором с величайшим удовольствием. Интересная информация – здание возводили на месте бывшего…велотрека, находившегося на краю городского сада (о нем – как-нибудь в другой раз). И такое спортивное заведение существовало практически в центре Ташкента.
Позднее в здании гимназии располагался известный в республике авиационный техникум, памятный достаточно большому количеству ташкентцев, и не только им. В начале же двухтысячных техникум прекратил свое существование, а здание было передано также учебному заведению, только высшему и международному, которое размещается в нем и поныне. Кстати сказать – оба здания подверглись реконструкции в тридцатых годах прошлого столетия – им зачем-то надстроили третий этаж, равно как и зданиям гимназий, что и поныне находятся на Сквере.
История же третьего здания, уже, по моему мнению, тоже памятника архитектуры, восходит к 1958-му году, когда оно впервые распахнуло свои двери. Ресторан был построен по проекту архитектора В.Д. Романова с первоначальным замыслом именно как заведение «общественного питания», но с очень комфортной обстановкой. Это, можно смело утверждать, старейший ресторан города «Бахор», вроде бы скромно стоящий как бы в стороне от широкой дороги. Он фактически сразу стал не только шикарной точкой «общепита», но и достопримечательностью города, как оказалось, построенной в своеобразном классическом стиле середины прошлого столетия.
Сказать правду, ресторан пережил несколько реконструкций, хотя их авторы все-таки постарались сохранить и внешний вид здания, и его сцену, которая помнит не только гостей зала, но и выступления очень знаменитых звезд различных театров и эстрады. Персонал ресторана сохранил даже старинное пианино - старый добрый кабинетный PETROF, к которому допускают далеко не каждого умеющего играть на подобном инструменте…
А теперь давайте вернемся к самому Скверу. Там есть еще одно интереснейшее здание, о котором мы еще не рассказали…
Оно было сооружено на средства треста «Узбеквино» буквально перед Великой Отечественной войной, восемьдесят два года назад. Оригинальное по своему замыслу и исполнению, оно, к сожалению, ныне пустует, что вряд ли скажется на его состоянии в хорошую сторону. Первоначально оно предназначалось для так называемых «партийных» лидеров, но затем было передано Союзу Писателей нашей республики. С начала девяностых годов в нем располагался, уж не помню, какой именно банк, а сегодня оно, увы, заброшено…
До его появления на свет на этом месте, а также на месте рядом стоящего учебного заведения стояло приземистое здание приюта для солдатских детей. Сам приют (детский дом) впоследствии был перенесен в другое место, а в его помещении некоторое время размещалась средняя школа, носившая имя Песталоцци. Почему именно это название – Бог весть…