19 февраля исполняется 70 лет с момента, когда в своей усадьбе Нёрхольм скончался великий норвежский писатель Кнут Гамсун. Он был Нобелевским лауреатом по литературе и одним из основоположников литературного модернизма. Из-за своей ненависти к Англии и капитализму Гамсун стал коллаборационистом, поддержавшим Видкуна Квислинга. Тем не менее, и по сей день он признается норвежским гением.
Кнут Педерсен (такова была его фамилия при рождении) родился 4 августа 1859 года в семье деревенского портного. С девяти лет он работал в конторе своего дяди, но, поругавшись, стал вести бродячий образ жизни, который пару раз приводил его даже в США. Там, кстати, Гамсун симпатизировал анархистам, но с возрастом стал тяготеть к консерватизму.
После 1888 года Кнут Гамсун перебрался в Копенгаген. В 1890 году вышел психологический роман «Голод», который принес ему европейскую славу. В 1909 году Гамсун женился на актрисе и писательнице Мари Андерсен, которая подарила ему четырех детей. В 1918 году супруги приобрели усадьбу Нёрхольм, где и провели большую часть жизни, хотя между ними случались длительные размолвки. В 1920 году Кнуту Гамсуну присудили Нобелевскую премию по литературе за роман «Плоды земли» (другой вариант – «Соки земли»), в котором автор воспевал простую, но духовно богатую жизнь норвежских крестьян-новоселов.
Получив мировое признание, Гамсун стал считаться гордостью нации, ее символом. Из-за ненависти к Великобритании и неприязни к капиталистическому образу жизни Кнут Гамсун поддерживал Германию, особенно после 1933 года. После оккупации Норвегии Кнут как его жена Мари поддержал правительство ставленника немцев Видкуна Квислинга. Гамсун неоднократно встречался с ним и норвежским рейхскомиссаром Йозефом Тербовеном, а также с Адольфом Гитлером и Йозефом Геббельсом, которому он даже подарил Нобелевскую медаль. Тем не менее, сохранились данные о том, что он использовал эти встречи для облегчения содержания захваченных норвежцев из Сопротивления, а Гитлера пытался убедить, что Тербовена нужна убрать с занимаемого поста из-за некомпетентности.
Пронемецкая позиция оттолкнула от Гамсуна многих его читателей, а после освобождения страны, в котором приняли участия и советские войска («Десятый сталинский удар»), его судили и приговорили к большому денежному штрафу. Жене и сыну Арильду (он служил военным корреспондентом в полку СС «Курт Эггерс») при этом достались реальные, хоть и небольшие тюремные сроки.
Некоторое время почти абсолютно глухой и немощный Гамсун жил в доме для престарелых, но в 1950 году вернулся в Нёрхольм, где скончался в возрасте 92-х лет.
Литературное и общекультурное наследие Кнута Гамсуна трудно переоценить, он фактически был одним из основоположников модернистского (психологического) романа (с потоками сознания и внутренним монологом), оказавшим влияние на последующих писателей: Германа Гессе, Томаса Манна, Максима Горького, Генри Миллера и пр. Тем не менее о его политической позиции (поддержка Третьего Рейха, ницшеанство, ненависть к капитализму и мн. др.) до сих продолжают спорить. Существует даже термин «синдром Гамсуна», рассматривающий смешение «светлых» (литературных) и «темных» (политических) составляющих в одном человеке.
19 февраля 2009 года, открывая «год Гамсуна», норвежская королева Соня отметила, признавая величие Кнута Гамсуна, что необходимо помнить всё, но отличать произведения от личности их автора.
Уже неоднократно отмечалась амбивалентная роль Норвегии во Второй мировой войне: «с одной стороны, она была оккупирована немцами в 1940–1945 гг. и являлась страной-жертвой, с другой стороны, в Норвегии был установлен коллаборационистский режим во главе с норвежцем Видкуном Квислингом и сформирован Добровольческий легион СС «Норвегия» численностью до 2 000 человек, воевавших на Ленинградском фронте».
Пытаясь разобраться в этой двойственности, а точнее в «синдроме Гамсуна» в 1996 году шведский режиссер Ян Труэль снял фильм «Гамсун». На роль великого норвежца был приглашен швед Макс фон Сюдов, а его жену сыграла датчанка Гита Нёрбю. Фон Сюдов ранее сотрудничал с Труэлем, сыграв Саломона Августа Андре, хотя, вероятно, самой знаковой для него стала роль рыцаря по фамилии Блок в фильме Ингмара Бергмана.
В основу норвежско-шведско-датско-немецкого фильма была положена книга Торкильда Хансена «Процесс над Гамсуном» (1978 год). И Хансен, и Труэль сразу отвечают на вопрос: «Почему Гамсун поддержал Гитлера?». Все очень просто: он был стар, глуховат, испытывал профессиональный кризис (давно не написал ничего толкового), к тому же его «семейный корабль давно дал трещину» и он, как Лев Толстой, ушел из дома (в столичный пансионат). Схожий кризис переживала его жена – Мари, не очень популярная сочинительница детских книжек, вынужденная быть (вернее, страдать) женой гения. И тут ей повстречался норвежский «проповедник идей национал-социализма» Квислинг, который рассказал, что большинство электората Гитлера – женщины, что в ее жизни появится смысл, если поддержать нацизм и втянуть в это мужа. Ведь, как говорил Квислинг: «женщина – опора семьи, а семья – опора общества».
Гамсун соглашается принять в дар «яблоко нацизма» и становится его апологетом в Норвегии. Сейчас такой фильм обвинили бы в мизогинии, а в прошлом веке его приняли благосклонно, тем более что для этого были основания: Мари действительно симпатизировала нацистам, ездила в Германию, где выступала с лекциями и читала книги мужа, особенно «Плоды земли» (в фильме «Соки земли»).
Согласно сюжета фильма Мари приятельствует с Квислингом, ужинает с его русской женой Марией Пасечниковой (второй, хотя первая тоже была русской – Александрой Ворониной), и пытается заступаться за пойманных участников местного Сопротивления. Кроме того, она выступает переводчиком мужа, становясь «голосом Гамсуна», часто делая его слова более угодными для немцев.
Гамсун показан реакционным пожилым человеком, поверившим в идею «Нового порядка» и борющимся за место Норвегии в Великогерманском Рейхе. Он ненавидел Великобританию за империализм, индустриализм и концентрационные лагеря для буров во время Второй англо-бурской войны. Гамсун признавал, что у него и национал-социалистов «одна цель, но разные способы ее достижения».
Когда Гитлер окончил жизнь самоубийством, Гамсун за день до капитуляции опубликовал благожелательный некролог, несмотря на то, что понимал, что последует наказание. Сначала арестовали жену и приговорили к трем годам заключения (впоследствии срок существенно уменьшили), а потом и самого престарелого Гамсуна решили освидетельствовать на предмет вменяемости. Норвежцам было бы проще принять сумасшествие национального гения. Однако, и сам Кнут Гамсун, стремившийся объяснить свою позицию, и врачи, признавшие его вменяемым, сделали суд неизбежным.
В итоге Гамсун, ни в чем не раскаявшись, сумел доказать, что всегда руководствовался только интересами Норвегии (так, как он их понимал), и был приговорен к существенному денежному штрафу, но не к тюремному заключению.
Интересно, что, пытаясь понять «синдром Гамсуна», доктор Лангфельдт задавал ему вопросы об интимной жизни, пытаясь выявить фрейдистскую подоплеку нацизма. Кнут ничего не рассказал, а Мари сообщила подробности, которые были опубликованы. За это Кнут долго не мог простить жену, но в итоге они примирились, и он фактически умер у нее на руках.
Макс фон Сюдов блестяще сыграл роль Гамсуна, старого, больного, но несломленного человека. Вокруг все ждут его смерти (лучше кончина «гордости нации», чем позор), но он умирает лишь тогда, когда публикуется его последняя книга «По заросшим тропинкам». Он, как рыцарь Блок, играет со смертью и выходит победителем, навечно оставшись в памяти потомков.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic