Найти тему
Томская неделя

Очередной бунт маршрутников

Оглавление

Частные перевозчики продолжают отказываться исполнять Закон Томской области

Наша газета продолжает журналистское расследование по факту грубейших нарушений частными перевозчиками прав льготной категории граждан на проезд в пределах Томска и Северска по Единому социальному проездному билету (далее — ЕСПБ), гарантированному ст. 3 Закона Томской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте» (далее Закон Томской области № 199-ОЗ).

После нашей последней критической публикации «Дармоеды, или область беззакония — 9» от 21.01.2022 г. № 3 события стали накаляться…

Как все начиналось…

В Томске существовало три муниципальных пассажирских автопредприятия, занимающихся автобусными перевозками: ПАТП № 1, по ул. Трифонова, 23; ПАТП № 2, по пр. Мира, 52; Автоколонна № 1977, по ул. Иркутский тр., 63. Но в начале 2000 года с подачи и при участии чиновников мэрии Томска (представляющих интересы частных перевозчиков) началось уничтожение муниципального пассажирского автопарка. В итоге этих действий мэрских чиновников и бездействия депутатов городской думы были уничтожены ПАТП № 1 и ПАТП № 2. Территория ПАТП № 2 была сдана в аренду, а территория ПАТП № 1, находящаяся прямо в центре Томска, долго пугала своей разрухой проходящих граждан и привлекала мародеров, а в ноябре 2007 года была продана московской компании «Ставрос». С того самого времени территория бывшего ПАТП № 1 зарастает кустарником и бурьяном и скоро будет напоминать непроходимые джунгли, что совершенно не улучшает облик областного центра и исторического района «Татарская слобода». Что, впрочем, абсолютно не беспокоит администрацию Томска!

Автоколонна № 1977, слившись с томским автовокзалом, стала называться ОАО «Томскавтотранс» (главным акционером которого является областная администрация) и теперь занимается межобластными и пригородными перевозками, что, к слову, также не привело к успеху.

Мэрия потворствует маршрутникам!

Воспользовавшись отсутствием муниципального пассажирского автотранспорта, частные перевозчики, осуществляющие основную часть пассажироперевозок на так называемых маршрутках, по муниципальным маршрутам, стали показывать зубы.

Так, с 2005 года маршрутники начали самовольно устанавливать стоимость проезда 7 рублей. Возник скандал, автобусы с новой ценой снимали с маршрута, однако к марту эта стоимость проезда была утверждена городской администрацией (пошедшей на поводу у маршрутников) для всех категорий граждан.

Аналогичная ситуация с передачей муниципальных жизнеобеспечивающих сетей теплоснабжения и водоснабжения. Сперва администрация Томска передала их частным предприятиям, а теперь выполняет их любые хотелки за счет жителей Томска.

В 2014 году депутатами Законодательной думы Томской области был принят Закон Томской области № 199-ОЗ о перевозке по ЕСПБ льготной категории граждан. Однако ст. 3 этого закона, гарантирующая перевозку граждан по ЕСПБ, в том числе и на маршрутных автобусах, не исполнялась частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам. Дошло до того, что многие граждане, покупающие ЕСПБ, даже не подозревают, что могут осуществлять поездки не только на трамваях и троллейбусах, но и на маршрутках!

В сложившейся ситуации виноваты и маршрутники, пытающиеся скрыть истинное количество перевезенных пассажиров (в том числе и льготников), а значит, скрыть от налогообложения свою истинную прибыль и положить ее в карман, а также и областная администрация, длительное время закрывающая глаза на так называемые «шалости» частных перевозчиков, не доплачивающих налоги в бюджет и открыто не исполняющих Закон Томской области № 199-ОЗ. Вы только задумайтесь, несмотря на то, что в Томске 6 высших учебных заведений, городская счетная палата и контрольно-счетная палата Томской области, чиновники никак не могут сосчитать, сколько перевозится пассажиров на каждом из муниципальных маршрутов! И после всего этого Томск называется умным городом! А ведь всего-то надо сделать так называемую Карту дня с возможностью использования имеющегося в маршрутках видеонаблюдения. Но, увы, этого не происходит! Как говорил Владимир Маяковский: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно». Администрация Томска тоже преуспела в нарушениях прав льготников и неисполнении частными перевозчиками Закон Томской области № 199-ОЗ. Так, при заключении муниципальных контрактов с частными перевозчиками мэрия не внесла условие перевозки маршрутниками льготной категории граждан по ЕСПБ и наказание за неисполнение. Если бы условие перевозки по ЕСПБ было заранее конкретно оговорено городскими чиновниками при заключении контрактов, можно было бы ставить условие: не желаете исполнять — найдется другой. А по факту маршрутники, обнаглев от безнаказанности и вседозволенности, издеваются над пенсионерами, ветеранами труда и инвалидами! Дошло до того, что на официальном сайте МБУ «Центр организации и контроля пассажирских перевозок» отсутствовала информация о Законе Томской области № 199-ОЗ о льготной перевозке граждан. А в перечне проездных, также имеющегося на сайте МБУ «Центр организации и контроля пассажирских перевозок», ЕСПБ даже не упоминался. Ну, как тут не говорить о личной заинтересованности чиновников мэрии?! Только после нашего обращения лично к руководителю МБУ «Центр организации и контроля пассажирских перевозок» Ольге Свахиной, в течение двух дней информация о ЕСПБ и сам текст Закона Томской области № 199-ОЗ появились на сайте. Вот только на настоящее время, Законом Томской области № 113-ОЗ от 02.12.2021 г. были внесены изменения в ч. 2 ст. 3 Закона Томской области № 199-ОЗ, а на сайте МБУ «Центр организации и контроля пассажирских перевозок» по-прежнему размещена устаревшая информация.

Впрочем, и на сайте областной администрации так же, как и прежде размещен неактуальный текст Закона Томской области № 199-ОЗ.

Бунт

Введением безналичной оплаты за проезд был нанесен удар по доходам перевозчиков и водителей маршрутных автобусов. А тут еще льготники после наших публикаций стали отказываться платить в маршрутках за проезд и требовать соблюдения их права на проезд по ЕСПБ и жаловаться в контролирующие органы.

И вот, в конце января, подняв, как знамя, определение Пятого апелляционного суда, маршрутники, обнаглев от бездействия депутатов, чиновников всех уровней, контролирующих и надзирающих органов, обратились в соцсетях с открытым письмом к губернатору области, председателям городской и областной дум, и. о. мэра Томска, мэру Северска, региональному бизнес-омбудсмену, прокурору области и омбудсмену РФ. В своем письме маршрутники отказывались перевозить льготную категорию граждан по ЕСПБ! Также, обращаясь к губернатору, они просили внести в законодательство изменения для полной компенсации провоза томичей по ЕСПБ и приостановить действие льготных проездных до разрешения вопроса. Кроме того, перевозчики просили томичей потерпеть, отнестись с пониманием к ситуации.

Но почему-то со стороны маршрутников не прозвучало компромиссное предложение о проведении учета количества провозимых ими пассажиров, хотя бы для того, чтобы точно рассчитать компенсацию за перевозку льготников и не бросать деньги из бюджета на ветер.

Тем временем маршрут № 401 стал распространять среди пассажиров некую листовку, в которой заявлял о недействительности ЕСПБ, как якобы несоответствующего действующему законодательству, с требованием оплатить проезд по тарифу. Чья бы корова мычала!

Вы-то, «господа» маршрутники, до сих пор не выдающие билеты, скрывающие количество перевезенных пассажиров, не объявляющие остановки и везущие пассажиров, как дрова, «соревнуясь» с конкурентами, почему-то не задумываетесь, что действительно нарушаете права граждан и федеральное законодательство! Так что на зеркало нечего пенять, коли рожа крива!

Тем более что ЕСПБ не признавался судом не соответствующим требованиям законодательства и не действующим! А посему извольте перевозить по нему граждан!

Дальше — больше. Маршруты № 401, 10, 17, 141 стали требовать у пассажиров с ЕСПБ заполнять некий Акт приемки-сдачи услуги, не предусмотренный ни одним нормативным правовым актом Томской области. Это что же, теперь надо будет проехать лишнюю остановку, чтобы его заполнить, или автобус все это время будет стоять, ожидая заполнения Акта?

Полнейший бедлам и беззаконие среди белого дня! Сколько еще терпеть пенсионерам, инвалидам, ветеранам труда, чернобыльцам, почетным донорам и относиться с пониманием к издевательствам и глумлению перевозчиков и их водителей?! Где гарантированная нам конституцией РФ защита государством?!

Тот, кто поумнее, понимает, что это все в основном из-за их чиновников, не умеющих работать с бизнесом, и распределяющих бюджет, похоже, исключительно «по своим». Ведь не зря сегодня реально мало кому известно, какому маршруту, сколько и почему столько выделяется денег из бюджета? Эта информация почему-то до сих пор не публична. Может, узнав ее, все бы сразу поняли, в чем суть проблемы. Чиновникам, похоже, удобнее скрывать свои корыстные цели. Хотя и перевозчики явно не хотят выводить все свои доходы «в белую».

Реакция администрации Томской области

В ответ на требования маршрутников областные чиновники пригрозили обратиться в полицию, если перевозчики будут отказываться перевозить пассажиров по ЕСПБ.

Как заявил начальник областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрий Баев, «Отказ перевозить пассажиров по ЕСПБ является нарушением федерального и областного законодательства, порядок предоставления права проезда по ЕСПБ и возмещения затрат перевозчикам в целом продолжает действовать». По сообщению Ю. Баева, «… На протяжении всего времени действия ЕСПБ ни один из частных перевозчиков, в том числе подписавших открытое обращение, не представил подтвержденной информации о фактически перевезенных пассажирах по ЕСПБ. Поэтому невозможно оценить, в каком объеме установленный порядок не позволяет возместить их затраты, связанные с перевозкой льготников».

Однако перевозчики продолжают не исполнять Закон Томской области № 199-ОЗ, но ответных мер со стороны областной и городской администраций, а также правоохранительных органов и прокуратуры что-то не заметно.

Согласно полученному нами 28.01.2022 г. ответу из областного департамента социальной защиты населения, на 2019 год в Томской области было продано 174514 ЕСПБ, на 2020 год — 136361 ЕСПБ, на 2021 год — 141196 ЕСПБ. Стоимость одного проездного 280 рублей. Куда ушли деньги за эти купленные гражданами ЕСПБ?

Кроме того, почему администрация Томской области не торопится вносить изменения в Закон Томской области № 199-ОЗ, размещенный на сайте областной администрации, несмотря на внесенные Законом Томской области № 113-ОЗ от 02.12.2021 г. изменения в ч. 2 ст. 3 Закона Томской области № 199-ОЗ? Вы, что, не хотите исполнять апелляционное определение Пятого апелляционного суда и кассационной инстанции, согласно которым суд признал слово «части» в законе недействительным: «… предоставления субсидии на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по единому социальному проездному билету»?

Вы учите жителей Томской области не исполнять ЗАКОНЫ и решения суда?!

Законодательная дума

Депутаты Законодательной думы, как и прежде, хранят гордое молчание по нарушению частными перевозчиками прав граждан, а также областного законодательства. Их не волнует неисполнение принятого ими закона и проблемы избирателей. Они, похоже, представляют себя некими небожителями, предавая раз за разом наши интересы.

21.01.2022 г. мы направили в областную думу запрос об исполнении областной думой определения Пятого апелляционного суда и выделения в бюджете на 2022 год денег на полную компенсацию перевозки граждан по ЕСПБ.

31.01.2022 г. мы получили ответ областной думы о том, что на 2022 год предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств областного бюджета на возмещение затрат перевозчикам по ЕСПБ в размере 70 млн 125 тыс. рублей. Кому уйдут эти деньги?

Городская Дума

Председатель городской думы Чингис Акатаев призвал перевозчиков продолжить возить пассажиров. «Я не знаю, на какую реакцию рассчитывали перевозчики, но эффект оказался явно не в их пользу. Проблемы с методикой расчета наверняка есть, есть судебные решения, которые все обязаны выполнять. Но в заложниках ситуации оказались самые социально незащищенные слои населения. Поэтому я призываю перевозчиков до решения этого вопроса продолжить перевозку пассажиров с ЕСПБ», — заявил Ч. Акатаев на очередном заседании думы. Акатаев считает, что назрела необходимость восстановления муниципального пассажирского транспорта. Что думают по этому поводу остальные депутаты гордумы, нам не известно, поскольку к нам в редакцию ни один из депутатов даже не позвонил после нашей публикации «Дармоеды, или область беззакония — 9» от 21.01.2022 г.

На наш запрос на имя председателя думы Томска Ч. Акатаева, почему в октябре 2021 года не состоялось запланированное рассмотрение постоянной комиссией по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения городской думы вопроса о проезде граждан по муниципальным маршрутам на основании ЕСПБ, мы получили ответ от 26.01.2022 г. В этом ответе Ч. Акатаев сообщил нам, что поскольку в декабре 2021 года судебные разбирательства в отношении постановления областной администрации от 27.02.2015 г. № 71а не были завершены, поэтому подвопрос о проезде льготной категории граждан по ЕСПБ не был рассмотрен постоянной комиссией по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения думы Томска. А посему повторное рассмотрение в думе Томска вопроса о проезде по ЕСПБ он считает нецелесообразным. А как же определение Пятого апелляционного суда от 3.07.2021 г.? Или оно для вас не является правоустанавливающим?

Уполномоченный по правам человека

В нашей критической публикации «Дармоеды, или область беззакония — 9» мы задались вопросом — так, изучила ли уполномоченный по правам человека в Томской области Елена Карташова вопрос об обращении в администрацию Томской области о внесении корректировки в методику распределения финансовых средств между получателями субсидий, осуществляющими перевозку граждан по ЕСПБ, для того, чтобы перевозчики получали компенсацию своих затрат по перевозке по ЕСПБ в размере фактической стоимости каждой поездки, а не частичную компенсацию, как установлено методикой в действующей редакции? Так, направила ли она по этому вопросу запрос в областную администрацию? В ответ на наш запрос Е. Карташова в своем письме сообщила нам, что поскольку вопрос о законности положений Методики являлся предметом рассмотрения в судебной инстанции, в обращении по этому вопросу в областную администрацию на тот момент не было необходимости.

Далее Е. Карташова сообщила, что определением Пятого апелляционного суда было отменено решение Томского областного суда от 22.09.2021 г. и принято решение о признании Методики по возмещению частичной оплаты за перевозку льготников недействительной, что «дает основания полагать, что в Методику будут внесены необходимые изменения, что позволит перевозчикам получить полную компенсацию своих затрат по перевозке по ЕСПБ, и как следствие, осуществлять перевозки пассажиров при предъявлении ЕСПБ бесплатно».

А как же определение Пятого апелляционного суда от 3.07.2021 г.? Вы что, посчитали его недостаточным для направления запроса в обладминистрацию, или оно для вас также не является правоустанавливающим? Или, может быть, вы решили не ссориться с областной администрацией и дожидались, когда все решится без вашего участия, что, впрочем, и произошло? Зачем нам такой безынициативный уполномоченный по правам человека?

Где контроль за исполнением?!

Да что там говорить, даже с контролем за исполнением законов, указов и поручений президента Владимира Путина в Российской Федерации полный бардак! До настоящего времени еще не исполнены майские указы президента РФ от 2012 года! В Томске срываются сроки исполнения национальных проектов, утвержденных в рамках указа президента РФ, и это несмотря на имеющееся Контрольное управление при президенте РФ. А ведь в полномочия Контрольного управления при президенте РФ входит:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений президента РФ;
  • контроль за реализацией общенациональных проектов;
  • контроль и проверка исполнения поручений президента РФ и руководителя администрации президента РФ и т. д.;
  • информирование президента РФ и руководителя администрации президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений;
  • направление в органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета РФ, органы внутренних дел РФ, органы ФСБ и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях.

Но, увы, все эти полномочия по большей части не срабатывают, и мы, граждане, наблюдаем полную вакханалию с исполнением наших прав, законодательства и указов президента РФ! И за что сотрудники Контрольного управления при президенте РФ, прокуратуры и прочих государственных органов получают зарплату? Не помогло даже внесение изменений в конституцию РФ! Кстати, в Томске никто из чиновников администрации Томска и Томской области серьезно не ответил за откровенное бойкотирование поручения президента РФ об установлении границ исторического поселения федерального значения «Город Томск», за срыв сроков исполнения национальных проектов, а уж за неисполнение частными перевозчиками Закона Томской области № 199-ОЗ — и подавно!

Хотя, когда надо было ущемить права граждан на свободу передвижения, в связи с заявленной пандемией по коронавирусу, на исполнение распоряжения губернатора, опубликованного с нарушением федерального и областного законодательства, на сайте, не являющемся средством массовой информации, на граждан были брошены силы полиции (в том числе УГИБДД), администрации Томска. Которые буквально устроили охоту на граждан, составляя протоколы о привлечении их к штрафу за неисполнение этого распоряжения. Суды выносили решения о привлечении граждан к административной ответственности! На тех же маршрутках даже наклеили по несколько объявлений о запрете проезда без маски. По внутренней трансляции в маршрутках раз за разом предупреждают об ответственности за проезд без маски! Но ведь смогли заставить маршрутников разместить эти объявления! А вот в тех же самых маршрутках почему-то отсутствует размещение информации о праве проезда льготников по ЕСПБ, и молчит внутренняя трансляция о наказании за неисполнение Закона Томской области № 199-ОЗ!

Но несмотря на открытое нарушение зарвавшихся перевозчиков и водителей маршрутных автобусов прав граждан, федерального законодательства и Закона Томской области № 199-ОЗ (опубликованного в соответствии с законодательством), никто и пальцем не пошевелил по пресечению нарушений и привлечению виновных к ответственности. Ни полиции не видать, ни автодорожного надзора, ни рейдов МБУ «Центр организации и контроля пассажирских перевозок»! Да и народные избранники из городской и областной дум помалкивают в тряпочку!

Владимир Губа