ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.
- У моей подруги дочка - настоящая оторва, - как-то мне сказала однажды коллега по работе.
Меня покоробило от такого определения трёхлетнего ребёнка. Оказалось, девочка была очень активной, много двигалась, постоянно требовала внимания матери, обижала сверстников. Я невольно подумала о своей дочери Вере, которой на тот момент тоже было чуть больше трёх лет. Вера тоже похоже вела себя в обычной жизни, но мне и в голову не пришло бы назвать её таким словом. Сначала я думала, что это признаки гиперактивности. Но гиперактивность - это не от плохого воспитания. К слову сказать, неврологи не видели проблем со здоровьем моего ребёнка.
Моя дочка оказалась просто холериком. До трёх лет мы гуляли на улице не меньше двух часов в день в любую погоду. Потом Вера стала посещать детский сад. То есть её двигательная активность ежедневно находила применение, и общительная по характеру Вера с лёгкостью и удовольствием заводила друзей как в саду, так и на детской площадке.
Конечно, ребёнок не всегда ведёт себя идеально, но и ругать его за непоседливость в возрасте до 8 - 10 лет бессмысленно. Надо понимать, что дети не роботы. И их поведение всегда о чём-то говорит взрослым. В случае с детьми-холериками, как моя дочь, надо направлять двигательную активность ребёнка в мирное русло: подвижные игры, занятие спортом, танцы, прогулки на улице, катание на велосипеде и т.д. С первого по четвёртый класс Вера ходила на занятия танцами и на кружок по рисованию в школе. На уроке она вела себя не хорошо, а отлично. За все годы обучения в начальной школе у неё ни разу не было замечания по поведению ни в устной, ни в письменной форме. За каждую четверть в конце дневника в течение первых четырёх лет стояло "примерное поведение".
Итак, на поведение детей может влиять их темперамент. Дополнительно об этом можно прочитать здесь и здесь.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ.
В одном из третьих классов, где я работала, учился мальчик Вася. Его поведение было странным и очень агрессивным. Он сильно бил детей. Иногда ногами в живот. Бегая на перемене около кабинетов завучей и директора (именно там, и каждую перемену), он делал всё, чтобы привлечь внимание администрации и учителей своим вызывающим поведением. Дети говорили, что это обычное поведение Васи и что он плохой мальчик.
Однажды я шла в класс на урок. Вася пробежал мимо меня с криком: "Я всё равно его убью! Ненавижу, ненавижу его!" Я не могла не отреагировать на такое поведение мальчика. Прямо в коридоре я присела на корточки перед ним и спросила, что случилось и кого Вася хочет убить. Лицо мальчика было перекошенным от злости и боли. Кулаки сжаты. На моё удивление, он заплакал. "Папу! Я ненавижу его!". И Вася рассказал, что отец всё время кричит на него за плохое поведение и даже бьёт. Тогда мне стало понятна реакция мальчика на моё замечание в дневнике, когда я однажды поставила ему "Неуд." по поведению. Вася бился в истерике и кричал, что его за это убьют. Я тогда не думала, что всё так серьёзно.
Первой, к кому я подошла, была классный руководитель Васи. Но она отмахнулась от меня, как от назойливой мухи: "Вася такой с первого класса, я ничего не могу сделать. Что Вы от меня хотите?" К школьному психологу ребёнка не водили, так как родители не дали на это разрешение. Я решила сама разобраться в этой проблеме.
Для начала я вызвала родителей в школу. Пришла только мама. Но это уже было хорошо. Не подумайте, что я стала ругать её ребёнка и говорить ей о том, какая она плохая мать. Такая стратегия поведения учителя - это путь в никуда. Я описала поведение Васи и высказала обеспокоенность его душевным состоянием.
Мама пошла на контакт. Кстати, Вася был из приличной семьи. Мама была журналистом одного из очень популярных и по сей день республиканского периодического издания. У папы был свой бизнес. Вася - единственный ребёнок в семье. Он с раннего детства изучал английский язык, а немецкий был уже вторым иностранным языком у мальчика. Учился Вася на отлично. То есть в дневнике я могла поставить 9 и неуд. за один и тот же урок. Выяснилось, что мальчик посещает уйму кружков и занимается в возрасте девяти лет с двумя репетиторами по иностранным языкам. Родители проводили с сыном крайне мало времени. У мамы были регулярные командировки по стране, у папы не хватало времени на сына. На кружки и к репетиторам Васю водила бабушка.
Я объяснила Васиной маме, что такое поведение мальчика может быть связано с нехваткой внимания со стороны родителей. И сказала, что Вася НЕ ПЛОХОЙ РЕБЁНОК. Мама, по моей рекомендации, в тот же день обратилась к школьному психологу. И с ребёнком стали проводиться регулярные занятия.
Мальчик стал спокойнее, он перестал драться и агрессивно себя вести. Я скорректировала работу с ним на своих уроках. Вася первым отвечал домашнее задание и получал от меня больше заданий и упражнений, чем другие дети. Иногда он мог помочь мне в объяснении нового материала и проверить выполнение заданий у других детей. Дети перестали его бояться, и с Васей стали дружить, особенно девочки.
Итак, своим плохим поведением дети хотят нам что-то сказать. Они не просто так плохо себя ведут. И им самим такое поведение не доставляет удовольствие. Мы должны ОЦЕНИВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА, А НЕ ЕГО САМОГО. Правильно сказать: "У тебя плохое поведение сейчас!", а не "Ты плохой!" В случае с Васей, как мы видим, ребёнку не хватало внимания со стороны родителей и его физически наказывали дома, что и вызывало такое поведение мальчика. Агрессия всегда порождает агрессию.
Читайте также другие статьи по этой теме:
Вы хотите узнать, что ещё скрывается за плохим поведением детей?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!