Фильмы философской тематики занимают отдельное место в кинематографическом пьедестале. Не каждому зрителю дано понять смысл, который художник вкладывает в нутро киноленты. Помимо выдержки перед зрителем стоит задача заглянуть вглубь, уловить идею не снаружи, а внутри, словно там кроется вся правда мира. Конечно, с учетом современных технологий сейчас такие фильмы в определенной степени проще снимать, но когда еще только зарождался подобный кинематографический язык, создателям приходилось применять фантазию. Одним из таких сложных многогранных фильмов является психологическая драма «Чёрный нарцисс».
Синопсис Молодую католическую монахиню сестру Клодак назначают настоятельницей нового монастыря, который основывают на месте старинного дворца, затерянного посреди Гималайских гор. Сестра Клодак и еще пять сестер делают всё возможное, чтобы превратить это место в символ благочестия и смиренности. Однако вдали от цивилизации, посреди чуждого мира и диковиной культуры отношения между монахинями нарастает с каждым днем, ставя под угрозу не только их веру в Бога, но и собственные жизни.
Игра актёров Понятное дело, для актрис, исполняющих роли монахинь, стояла большая задача, воплотив не шаблонные образы сестер милосердия, а живых женщин, решивших посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу. Британская актриса Дебора Керр исполнила роль сестры Клодак, молодой, но мудрой не по годам монахини, на плечи которой была возложена большая ответственность не только проследить за деятельностью монастыря, но и удержать сестер, при том что сама Клодак испытывает большой стресс. Из других исполнителей можно выделить Кэтлин Байрон в роли сестры Руфь, изначально сложного персонажа, пожертвовавшего жизнью непонятно ради чего, чтобы по итогу устроить в монастыре хаос и безумие, которое едва ли не стоило монахиням жизни.
Режиссура Сам фильм был совместно снят британскими режиссерами Майклом Пауэллом и Эмериком Прессбургером. Вообще зрителю, знакомые с англоязычным художественным кинематографом 1940-50-х годов найдут в «Чёрном нарциссе» заметную не типичность по сравнению с фильмами тех времен. Действительно, в фильме отсутствует атрибутика свойственная старым фильмам, включающим явный романтический подтекст и легкую смазливость. Здесь же перед зрителями разворачивается синкретизм историй силы веры, одиночества и желания жить по собственным канонам. Одни герои не без проблем, но выдерживают это испытание, другие решают покинуть это место, дабы не искушать себя, а третьи вовсе чуть ли не устраивают в монастыре бойню. По большому счету перед зрителем разворачивается история влияния аскетизма на человеческую природу, когда внутри человека может проснуться неконтролируемый монстр, не знающий никаких границ.
Сценарий Сам фильм снят по одноименному роману Румер Годден. Действие разворачивается в Британской Индии в небольшом женском монастыре. Молодую монахиню сестру Клодак назначают настоятельницей нового монастыря, который будет расположен высоко в Гималайских горах на месте старого дворца, некогда принадлежавшего богатому махараджи. Клодак и еще четыре монахини прибывают на место. Они воодушевлены предстоящими делами и тем, насколько важными они будут для окружающего населения. Однако, находясь вдали от дома, среди чуждой культуры, языка и населения, в условиях тяжелого климата, да еще в замкнутом пространстве друг с другом, нервное состояние женщин начинает трещать по швам. Перед сестрой возникает новая задача – помочь сестрам пережить стресс и не забывать о вере. Однако для одной из них, сестры Руфь, становится слишком поздно, и сама героиня ставит окружающих под угрозу.
Итог Скажу честно, даже для такого любителя артхауса, как меня, «Чёрный нарцисс» оказался тяжелым для восприятия фильмом. Во многом это обусловлена зачатком эпохи, когда был снят сам фильм. В то же после просмотра когда ты пытаешься проанализировать увиденное, что перед твоими глазами была разыграна сложная психологическая драма, рассказывающая о том, как одиночество может повлиять на человеческие судьбы.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм был удостоен двух премий Оскар в категориях за лучшую работу оператора и лучшую работу художника постановщика – обе за цветные фильмы.