Найти тему
Шахтёр

Изобразительное искусство, которое я не понимаю.

Не так давно произошло резонансное событие – на выставке произведений искусства охранник нарисовал глаза шариковой ручкой на абстрактных лицах картины Анны Лепорской «Три фигуры». Но моё внимание привлёк больше не сам факт вандализма, хотя и осуждаю сие действие, а стоимость картины в размере 75 млн рублей!

Несмотря на некоторые способности к рисованию, я не являюсь искусствоведом и вообще далёк от изобразительного искусства. Честное слово, я совершенно не понимаю, по каким критериям полотна абстрактной направленности оцениваются столь высоко. Эксперты поясняют – за новизну, за имя...

Казимир Малевич (1878-1935). Чёрный квадрат. 1915 г. Третьяковская галерея.
Казимир Малевич (1878-1935). Чёрный квадрат. 1915 г. Третьяковская галерея.

К слову сказать, Анна Лепорская училась у Казимира Малевича – автора знаменито-спорного полотна «Чёрный квадрат». Кстати, «Чёрных квадратов» у художника аж четыре штуки! Оригинал был написан в 1915 году (оценочная стоимость Sotheby`s – 20 млн долларов США), хранится в Третьяковской галерее. Копия (второй «... квадрат») создан в 1923 году, находится в Русском музее. Так же собственностью Третьяковской галереи является третий «... квадрат», 1929 г. Последний «... квадрат» – 1932 г. – в экспозиции Эрмитажа.

Казимир Малевич (1878-1935). Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция.
Казимир Малевич (1878-1935). Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция.

«Чёрный квадрат» – самая известная работа кисти Казимира Малевича. Однако самой дорогой картиной является «Супрематическая композиция» – 1916 г. В мае 2018 года на аукционе Christie's продана частному лицу за 85.812.500 долларов USA. Диву даёшься, за что толстосумы отдают «чумачечие» деньги. Впрочем, их «баксы» и не наше дело во что они инвестируются.

По сути вопрос-то не в возможностях приобретателей покупать живопись, которую многие обыватели охарактеризуют как «не пойми что», а соответствия ценника «шедевру». На этом фоне вспоминается Марк Ротко (настоящее имя Маркус Роткович, 1903 – 1970 гг.), основатель живописи цветового поля. Его полотна признаны гениальными, я своим непрофессиональным взглядом ничего гениального не нахожу. Единственное, что приходит на ум отметить полезного, так это весьма немалый размер. Например, можно закрыть на стене солидный участок с отвалившейся штукатуркой. Если, конечно, есть деньги на работу художника, а на мешок затирочной смеси уже не хватает.

Марк Ротко (1903-1970). Оранжевый, красный, жёлтый. 1961 г. Частная коллекция.
Марк Ротко (1903-1970). Оранжевый, красный, жёлтый. 1961 г. Частная коллекция.

Для информации: картина «Оранжевый, красный, жёлтый» (1961 г.) на аукционе Christie’s в 2012 году продана за 86.882.500 usd. Кстати, не самая дорогая работа кисти художника, есть и подороже раза в два.

Список полотен неординарного изобразительного искусства с баснословными ценами можно продолжать и продолжать, материла вполне наберётся на десяток обширных публикаций. Однако у меня нет такой цели, подобная живопись меня ничуть не привлекает, я её не понимаю и не принимаю. По моему убеждению настоящее искусство должно нести положительные эмоции, а не озадачивать мозг «что бы это значило».

Виллем де Кунинг, Жан-Мишель Баския, Джексон Поллок, Фрэнсис Бэкон, Пабло Пикассо и многие другие художники остались за рамками скромной публикации.

Герхард Рихтер (род. 1932 г.). Kpoваво-красное зеркало. 1991 г. Частная коллекция.
Герхард Рихтер (род. 1932 г.). Kpoваво-красное зеркало. 1991 г. Частная коллекция.

В заключение приведу ещё одну работу под названием «Kpoваво-красное зеркало» (1991 г.), художник Герхард Рихтер. Продана в 2009 году на аукционе Sotheby's за 1,1 млн долларов. Немецкий мастер малярной кисти «заткнул за пояс» Казимира Малевича и Марка Ротко вместе взятых. Потому что... он просто-напросто закрасил красной краской самое обыкновенное зеркало (реально зеркало, а не холст!).

Рисунок автора. 100 рублей экспериментальной серии УН. Частная коллекция.
Рисунок автора. 100 рублей экспериментальной серии УН. Частная коллекция.

Ещё раз повторюсь: я – не искусствовед, художественного образования у меня нет. Может, поэтому при лицезрении подобных «шедевров» у меня в голове крутится лишь один вопрос: а они – ХУДОжники – рисовать умеют?

-8