В России часто случалось так, что состоятельные коллекционеры постепенно становились меценатами, словно это обязательный этап в жизни ценителя искусства. Один из выдающихся ценителей талантов мастеров никогда не думал, что мир прекрасного так захватит и поменяет его мировоззрение.
Поначалу Пётр Щукин, торговец текстильными предметами, собирал старинные образцы тканей и ковров. Чтобы лучше понимать тот или иной декор, русский купец 19 века стал изучать историю прикладного искусства. Погрузившись в возвышенную тему, Пётр Иванович смотрел на прекрасные предметы восхищёнными глазами и страсть к коллекционированию редких вещей росла с каждым днём. Также росла и восхитительная коллекция раритетных предметов Щукина. На все экземпляры Пётр ставил литеру «Щ». Эта «Щ» для современных искусствоведов означает знак качества, исторической и художественной ценности предмета. Ведь по свидетельствованию современников Щукина, коллекционер не брал в руки вещь, пока не изучит о ней всю информацию.
Родился Щукин в 1953 году в Москве. Будучи представителем известной купеческой династии, Пётр Иванович был отправлен на обучение в Берлинское торговое училище. Окончив престижное заведение, молодой человек легко получал хорошо оплачиваемую работу в Европе. Здесь и проявилась тяга Щукина к изящным вещицам. Он покупал старинные тканные полотна, покрывала, предметы домашнего обихода и прикладного искусства. Бывало русский торговец присматривал картины, книги, фарфор.
Покупал Щукин поначалу всё, что понравится. Но, когда собиратель вернулся в Россию, то осознал, что более персидских ковров и немецкого фарфора, его привлекают памятники российской истории.
Чтобы систематизировать свою коллекцию, Пётр Иванович решает построить двухэтажное здание на Малой Грузинской улице. Архитектором приглашён был самый высокооплачиваемый и модный специалист того времени Борис Фрейденберг. Особняк из красного кирпича в виде изысканного теремка получился на славу. Барельефы на здании – отдельный вид скульптурного искусства. Завораживающие детали постройки: аккуратные башенки, кокошники, изразцы, роскошное крыльцо – так и манили к себе посетителей оценить труды коллекционера. Только в дом попасть было невозможно, слишком суровый нрав был у хозяина, который любил старину, а не гостей.
Когда к Щукину напрашивались ценители антиквариата, он мог ответить: «Да у меня ничего нет, я не знаю, чего вам нужно». Тем временем, уважаемый всеми Пётр Иванович проводил время наедине за изучением книг и альбомов. Но иногда всё-таки коллекционер принимал достойных посетителей: Александра Бенуа, искусствоведа Бондаренко.
Коллекция Щукина росла с каждым днём. Тогда предприниматель решил построить ещё одно здание и соединить оба персональных музея подземным ходом. Люди привыкли к постоянной суровости Щукина и прекратили попытки попасть к нему на просмотр коллекций. Однако, близкие утверждали, что за напускной строгостью скрывается ранимая душа светлого человека и благородная личность.
Наверное, люди никогда бы не поверили в мягкость и сердечность Петра Щукина, если бы однажды не случилось ошеломляющее событие: богатейший московский коллекционер передал в дар всё, что находилось в стенах теремов, в том числе сами постройки и землю, Историческому музею.
Посетители с счастливым восхищением рассматривали уникальные предметы. Чтобы представить, какое несметное сокровище преподнёс Пётр Иванович, приведём цитату Бондаренко:
«Большой зал музея был переполнен разнообразными и интересными предметами почти исключительно русского искусства. Стены сплошь были завешаны парчами, шитьём, портретами; у четырёх колонн старинное оружие, с потолка спускались интересные паникадила XVII века, а в витринах, тесно расставленные у стен и посредине зала, блестели миниатюры, эмали, резная кость, серебряные кубки, фарфор и хрусталь, красотой своих форм и расцветок поражающие и радующие.»
В 1912 году Петра Ивановича Щукина не стало.
А в 1934 году новая власть вывезла содержимое хранилищ Щукина в здание Исторического музея и отдала особняки Биологическому музею имени Тимирязева. В изящных теремках вместо миниатюр, гобеленов и эмалей разместились аквариумы, клетки и скелеты.
В общественной организации «Русская Инициатива» восхищаются благим поступком Петра Ивановича Щукина. Лидер организации Юлия Серебрянская и студентка Колесникова Таисия инициировали проект «Третьяковской галерее – бесплатный вход». Таким образом мы стремимся продолжать и уважать заветы русских меценатов.
«Русская инициатива» — это объединение русскоговорящих по всему миру. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки статьям!