Найти тему
Просто Училка

"Я филолог, а не математик!" Должен ли учитель обладать универсальным набором знаний для подмены коллег? Обсудим

"Сначала заболел Петров, за ним – Иванов и Сидоров, а Кукушкина и так болела. Марья Петровна, которая по истории, на больничном. Николай Сергеевич, учитель биологии, уволился. Вместе с учительницей географии. Завуч ведёт три предмета, преподаватель начальных классов – 2 класса плюс обществознание и технологию. Тоже, кстати, собирается увольняться. А я в школу уже две недели не хожу. Кажется, болею, наверное...

Что? Математика? У нас её нет пока, мы вместо неё русский делаем. И окружающий мир. Как переводить неправильную дробь... Куда?! Зачем?! Она на английском что ли?! Кто к ЕГЭ нас готовит? Сами готовимся, дома."

Это я вам, друзья мои, изложила краткое содержание второго школьного триместра со слов учеников 4-11 классов. Ребята, которые приходят ко мне на уроки (я репетитор), приносят новости. Родители все эти данные подтверждают.

Болеющих школьников всегда хватало, нынешняя неспокойная ситуация лишь немного усугубила эти показатели. А вот чтобы учителя так из школы пропадали по разным причинам – это ЧП, на мой взгляд.

Даже если сегодня на уроке три человека, с ними должен кто-то заниматься. И не просто вести свой предмет, а дать знания по замещаемой дисциплине.

Или нет?

Давайте пару слов скажу о том, как и чем я занимаюсь в качестве репетитора. У меня два педагогических образования: лингвистика и математика. Однако, ученики несут разные задания. Таким образом, мне приходится помогать и по географии, и по биологии, и по химии. Ребята заранее говорят, какая помощь им нужна, и всё у нас получается. А иногда и спонтанно бывает. Вдруг понимаем, что завтра контрольная по физике. И тоже всё получается.

Очень вас прошу, критики! Не надо сердиться! Нет, не набираю учеников; нет, не реклама.

Я лишь хочу сказать, что при владении методиками преподавания и при наличии опыта и желания вполне подъёмно, даже при отсутствии глубоких профильных знаний, осветить тот или иной "не свой" предмет. Хотя бы на время, хотя бы для поддержания учеников в форме.

Ещё лет пятнадцать назад так и было. Учителя старались дать знания в таких случаях. Сейчас всё чаще и чаще я слышу, что учитель биологии, подменяя коллегу-математика, или проводит свой урок, или даёт проверочную/контрольную работу по замещаемому предмету, даже не пытаясь двигаться вперёд по теме.

Поэтому у семерых моих учеников уже несколько месяцев в школе нет математики! Учебные часы есть, а в головах школьников ничего не прибавляется! Пусто там! И не только с точными науками пробелы, но и с другими предметами!

К своему недоумению не помню, осваивала ли я подобные навыки в институте. В старых тетрадях нет информации, как географу замещать физика. Может быть, и не проходили мы такое. А, может, я их потеряла, эти лекции...

Но это точно возможно, я же делаю!

Тут все скажут, что репетитор пусть сидит и не высовывается. Легко говорить, когда сам себе хозяин и когда у тебя класс - это максимум три человека. (У меня и больше бывает, но несравнимо меньше, чем в школе).

Частично соглашусь. А теперь неприятную вещь скажу: кто хочет – ищет возможность, а кто не хочет – ищет причину. Старая как мир истина. Я тоже могла бы отказываться от сторонних дисциплин, но мне любопытно. Интересно, увлекательно, задорно – справлюсь или нет?

Я учителей понимаю, работала в школе. При нынешней ситуации им бы свой предмет дать. Они и так завалены административной работой, контрольными всякими, отчётами. Знаю.

Но ребята-то пустые! Триместр прошёл плохо. Знаний не прибавилось. Чтобы хоть как-нибудь оценить период, учителя на последней неделе раздавали любые оценки по любым предметам, чтобы оценок набрать для электронных дневников.

Именно так учитель литературы осчастливил четвёрками и пятёрками по алгебре один седьмой класс. Мы могли бы и не стараться с учениками, всё равно была бы пятёрка. А строгая учительница математики, когда узнает, обрадуется, наверное. Вот когда её выпишут, сразу и обрадуется.

Фундаментальные знания потому так и называются, что на них потом нанизывается всё остальное. А какой дом без фундамента?! Ведь хотя бы до класса шестого можно разобраться в математике взрослому человеку, тем более, педагогу! Нельзя?

В начальной школе такая практика существует. И потом стоп. Строгое разделение и ступор.

Выглядит так, как будто репетитор поругал учителей. Ничего подобного. Я целиком на стороне коллег. Только мы одно с вами дело делаем: учим и воспитываем детей. Разными способами и средствами, но одно и то же. Не обижайтесь, пожалуйста. А хотите, приходите в комментарии. Поговорим, обсудим.

А вы, читатели, что думаете? Возможно ли, чтобы один учитель вел в школе несколько предметов, хотя бы для экстренных ситуаций?

Готова к обсуждению. Жду вас, друзья!

Для тех, кто продолжает учиться. Вот контрольная. Может помочь тому, кто тему пропустил. Здесь про отрицательные числа: