Найти тему
Мысль и Вселенная

Чему не научили нас философы прошлого для долгой и счастливой жизни

Источник https://dropi.ru/img/uploads/2019-02-08/1_original.jpeg
Источник https://dropi.ru/img/uploads/2019-02-08/1_original.jpeg

Читаю книгу по истории философии и ловлю себя на том, что не могу вслед за автором восхищаться великими мыслителями прошлого. И даже напротив, испытываю что-то вроде разочарования и обиды на всех этих людей, которые за 2,5 тысячи лет не смогли создать мыслительных систем, которые защитили бы людей, природу и культуру от всего того, что происходит сейчас - от угрозы третьей мировой технологичной войны с возможными катастрофическими последствиями.

В современной философии есть несколько "любимых" тем. Одна из них - вопрос относительности истины. В той точке истории, в которой мы находимся, относительность истины очевидна для "продвинутых" и "актуальных" философов, отказавшихся от классической корреспондентской концепции истины.

Всё что сейчас происходит – политические, социальные и экономические коллапсы – имеет прямое отношение к вопросу истины, подлинности. Манипуляции с общественным мнением, неспособность узнать, что происходит на самом деле, понять, каковы истинные намерения тех или иных людей – вот что характеризирует ситуацию, в которой мы оказались.

По сути дела, каждый делает определенные допущения, принимает определенные аксиомы в своем собственном мышлении и на них строит дальнейшие суждения и доказательства. Аксиомы оказываются разными, и даже противоположными. Как следствие, противоположными оказываются оценки происходящих событий, и общество оказывается расколотым.

Между тем истину, момент ее нахождения можно понимать как шаг к подлинному развитию. В этом смысле подлинное развитие не может быть развитием какой-то части, фрагмента реальности. Оно становится развитием мира как целостности, но начинаться оно может из одной точки, из одного маленького шага обнаружения подлинности, которая на сантиметр приближает мир к состоянию гармонии, приближает его к идеальному образу, к идее его совершенства. Тогда истина перестает быть неопределенной, она становится однозначной, но требует реальных, а не мнимых причинно-следственных связей, требует различения подлинного и ложного, действительного созидательного и разрушительного.

Начиная с Канта, философия фиксирует окружающий мир на нас самих ("птолемеевский поворот" в философии Канта). Современная философии весьма преуспела в сосредоточенности на субъекте, на том, что мир существует в сознании субъекта, а не в реальности. Этим философия сформировала соблазн сделать истину относительной, в то время как мир может созидаться или разрушаться на уровне реальности происходящего. Это созидание или разрушение порождается человеком, его волей, его принятыми решениями и реализованными действиями.

Возвращаясь к истории философии, хочется спросить всех этих великих мыслителей, почему же они за 2,5 тысячи лет не научили нас различать истинное и ложное, подлинно созидательное и разрушительное мышление и действие? Почему мы так и остаемся слепыми и глухими жителями пещеры, прикованными в темноте, на которых отдельные игроки отрабатывают технологии манипуляции сознанием? До сих пор мы пребываем в этом же состоянии, несмотря на все усилия и устремления мыслящих людей.

Так может быть пора сосредоточиться на этой задаче и время, которое у нас есть, посвятить размышлениям об истине, как о шаге к подлинному развитию, размышлениям о том, что такое подлинное развитие цивилизации, человека, общества. И о том, как делать выбор в пользу этого подлинного развития, а не в пользу разрушения жизни в любом масштабе – от резкого слова до гибели культур и цивилизации.

© Ольга Морозова, 2022 г. Все материалы данного канала являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование текстов и авторских изображений без указания источника.

Философы
5623 интересуются