Найти тему
ATHOS GUIDE

Исповедь: что, если я забуду о грехе или сокрою его из стыда?

Оглавление

ИСПОВЕДЬ — ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ НАМ "ПРИМИРИТЬСЯ" С БОГОМ, ГЛУБЖЕ ПОСТИЧЬ НАШУ ВЕРУ И САМУ НАШУ ЖИЗНЬ, А ТАКЖЕ УКРЕПИТЬ ДУХОВНОСТЬ. ЭТО АКТ ПОКАЯНИЯ.

Покаяние означает изменение себя, обращение, трансформацию.

Совершая грех, мы отворачиваемся от Бога. Но когда мы каемся, исповедуемся в своих грехах духовному наставнику и просим прощения — мы возвращаемся к Нему. Исповедь освобождает нас от бремени греха. Она также дает нам возможность обсудить наши самые сокровенные проблемы, получить совет и укрепить свою душу.

КТО ВВЕЛ ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ?

Таинство было учреждено Самим Христом. Именно Он дал апостолам власть прощать грехи во Имя Господа. Затем апостолы передали этот дар епископам и служителям церкви. Таким образом, таинство было увековечено через рукоположение.

ВСЕМ ЛИ НЕОБХОДИМО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

Только безгрешный человек не нуждается в исповеди. Святой Иоанн Богослов пишет, что всякий, кто считает себя безгрешным — заблуждается и далек от истины. При этом единственный безгрешный — Христос — принял крещение покаяния от Иоанна Крестителя и Своим примером показал необходимость этого таинства. Именно поэтому исповедь является неотъемлемой частью духовной жизни православного христианина.

КТО МОЖЕТ ИСПОВЕДОВАТЬ?

Как уже упоминалось выше, исповедь совершается духовному наставнику. То есть, священнику, который был специально выбран для этой задачи. Конечно, стоит предварительно связаться с ним и договориться о совершении таинства, если только он не исповедует в установленные дни и время — в этом случае предварительная договоренность не требуется.

-2

У духовного наставника тоже есть грехи, он ведь тоже человек!

Духовник прощает наши грехи не своей святостью или силой, но по милости, данной ему Богом; он лишь ходатайствует. В своих собственных грехах он исповедуется другому духовному наставнику. Поэтому неправильно искать "святых" духовников.

Суть не в том, чтобы найти святого для исповеди, а в том, чтобы осознать свой грех и найти в себе силы исповедать его духовному наставнику. Хотя, безусловно, очень важно, чтобы наш духовный руководитель обладал некоторой мудростью и талантом, чтобы его советы приносили нам пользу.

Но без собственного истинного покаяния и усердной духовной борьбы, даже если наш духовный руководитель — святой, духовного прогресса это не принесет. Божья благодать приходит в нашу жизнь не потому, что наш духовный руководитель — святой, а потому, что мы пребываем в смирении, в покаянии, молитве, прощении и любви, ведем благочестивую жизнь и повинуемся Церкви.

ГДЕ ПРОХОДИТ ИСПОВЕДЬ?

Обычно таинство исповеди совершается в храме. Но оно также может быть совершено в часовне или каком-то другом месте.

ЧТО СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ НА ИСПОВЕДИ?

На исповеди мы глубже постигаем свои чувства, мысли, слова, поступки, поведение, привычки, ценности, приоритеты, цели и образ жизни.

Мы не ограничиваемся нашей личной духовной жизнью, но исследуем наши семейные, социальные отношения, работу и даже развлечения. Это происходит потому, что вся наша жизнь должна быть освещена Святым Духом. Не для того, чтобы осуждать себя, а для того, чтобы обеспечить наш путь к Христу.

Поэтому мы можем вынести на суд духовный те вопросы, которые нас волнуют; чтобы мы могли принимать решения и делать выбор, который духовно возвысил бы нас, избегая других, которые могут повредить нашим душам.

Я НЕ УБИВАЛ И НЕ КРАЛ... В ЧЕМ МНЕ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

Если у нас возникает такой вопрос — это знак того, что не знакомы с учением Христа. Ибо Христос учит нас, что даже греховные мысли, оставаясь только мыслями, все равно отвращают нас от Бога. Кроме того, мы грешим не только, когда совершаем зло, но и когда не делаем добра.

Интересно, как многие из нас могут утверждать, что действительно следуют заповеди о любви, да еще к своим врагам?

Есть ли простой способ проверить, следуем ли мы Закону Божьему? Для этого существуют Десять заповедей и их толкование в контексте Нового Завета.

Но окончательным и наиболее точным критерием является заповедь о любви к Богу и любви к ближнему. По словам Христа, именно в ней заключены все остальные заповеди.

Мы не можем, например, любить Бога и нарушать Его заповеди. Мы также не можем любить людей и в то же время совершать по отношению к ним несправедливость.

Действительно, истинность любви к Богу проявляется в любви к ближнему. Таким образом, когда мы равнодушны к другим или плохо обращаемся с ними, мы показываем, что у нас нет любви к Богу. Мы пренебрегаем Его заповедью любить ближнего и не уважаем Его творения.

МНЕ ТРУДНО ГОВОРИТЬ О ТАКИХ ЛИЧНЫХ ВЕЩАХ. МНЕ СТЫДНО. ЧТО ПОДУМАЕТ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК?

Мы должны рассматривать исповедальню как медицинский кабинет, а духовника — как врача. Для нас исповедь — это вопрос душевного, а часто и физического здоровья.

Для духовного наставника исповедь — это нечто обыденное. Его не шокируют наши грехи. Конечно, он слышал и худшее. В конце концов, разве не странно, что стыд, которого нам не хватает в час греха, должен переполнять нас в час покаяния?

Именно потому, что через исповедание своих грехов мы приходим к смирению, Божья благодать приходит и осеняет нас.

-3

Я БОЮСЬ, ЧТО ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК РАСКРОЕТ ТАЙНУ ИСПОВЕДИ

Сохранить тайну исповеди — священный долг духовного наставника, что закреплено даже на законодательном уровне. Любое нарушение конфиденциальности влечет наказание духовного лица, допустившего его.

Как уже упоминалось, к духовнику следует относиться как к врачу. Это значит, что мы должны оказать ему соответствующее доверие.

По этой причине мы свободно, руководствуясь собственным суждением и интуицией, выбираем духовного наставника. На самом деле, традиция нашей Церкви рекомендует регулярно исповедоваться одному и тому же духовнику и избегать его смены.

Гораздо вероятнее и опаснее нам самим стать причиной обнародования нашей личной жизни. Ведь мы часто доверяем свои сокровенные мысли неподходящим людям, которые даже не имеют статуса духовного руководителя.

КАК СЛЕДУЕТ РАССКАЗЫВАТЬ О ГРЕХАХ ДУХОВНОМУ НАСТАВНИКУ?

Достаточно простого, четкого и краткого повествования. Не нужно ни подробностей (особенно о плотских делах), ни долгих вступлений или оправданий.

При необходимости духовный руководитель попросит предоставить дополнительную информацию. Что точно необходимо, так это смирение и осознание грехов, в которых мы исповедуемся.

Не нужно пустых разговоров. Если мы хотим подробных обсуждений, это можно сделать вне таинства исповеди (особенно, если другие ожидают исповеди, а время несколько ограничено).

-4

ОЗНАЧАЕТ ЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ? НУЖНО ЛИ В КАКИХ-ТО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ СНОВА?

Благословение духовника дарует прощение всех грехов, которые мы искупили. Поэтому любое наше сомнение в этом вопросе свидетельствует о недостатке веры в таинство и в силу Божью. Опять же, если мы не упомянули что-то важное в отношении какого-то греха, нам нужно уточнить это в следующий раз.

ЧТО, ЕСЛИ Я ЗАБУДУ О ГРЕХЕ? ЧТО, ЕСЛИ СКРОЮ КАКОЙ-ТО СВОЙ ГРЕХ ИЗ СТЫДА?

Если мы забыли о чем-то сказать и это не очень серьезно, мы можем упомянуть об этом на следующей исповеди. Но если мы умышленно умолчали о каком-то грехе, то считать себя прощенными и причащаться не следует, даже в случае, если мы получили на это благословение духовного руководителя.

МОГУ ЛИ Я ПРИЧАЩАТЬСЯ ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ?

После исповеди мы должны попросить у духовного наставника благословения (разрешения) на причастие. Он определит, будем ли мы причащаться, время, частоту и как нужно подготовиться (пост, молитва, прощение/примирение с ближними).

КАКОЙ СМЫСЛ РЕГУЛЯРНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ, ЕСЛИ Я ЗНАЮ, ЧТО БУДУ ПОВТОРЯТЬ ТЕ ЖЕ ГРЕХИ?

Как тот, кто страдает от хронической болезни, не перестает стремиться к облегчению, так и тот, кто действительно желает духовного здоровья, непрерывно стремится его обрести.

Это духовная борьба человека — покаяние на протяжении всей жизни. Таинство исповеди гарантирует, что никакой грех не сможет отвратить нас от милости Божьей. Только отсутствие покаяния может обречь нас на лишение этой милости.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великое таинство покаяния, святая исповедь — это таинство смирения. Источником всех грехов является наш эгоизм. Поэтому наше исцеление заключается в смирении, которое порождает покаяние, а покаяние, в свою очередь, также порождает смирение.

Поэтому исповедь должна совершаться не только в дни перед великими праздниками Рождества или Пасхи, но и регулярно — чтобы грех не успевал задерживаться в нас.

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иакова 4:6).

-5

При совершении таинства исповеди наши отношения с Богом снова восстанавливаются. Бог благословляет исповедуемого, потому что тот осмелился покаяться, смириться, признать свою неправоту и попросить Его помощи через духовного наставника.

Многие христиане, регулярно посещая церковь и ведя нравственную жизнь, к сожалению, не совершают таинства исповеди регулярно. Это происходит потому, что им не хватает смирения и покаяния. К сожалению, они попадают в плен самообольщения своей добродетелью, и потому их борьба оказывается напрасной.

Духовное руководство и следование советам духовного отца предохраняют нас от тщеславия и гордости, поддерживая в нас смирение.

Поэтому очень важно понять, что все мы нуждаемся в духовном руководстве, чтобы обезопасить себя от излишнего самомнения и эгоизма.

Очищение нашей сущности от греха и послушание духовному отцу — это необходимое оружие для нашего духовного продвижения и совершенствования во Христе.

Материал подготовлен паломнической службой Athos Guide