Сегодняшнее кино не идет ни в какое сравнение с шедеврами времен Советского союза. Зато нынешние режиссёры не заставляют артистов губить свое здоровье ради удачного кадра в довольно проходной картине.
Как это не покажется парадоксальным, но практически все фильмы, где героям надо было по роли попасть в воду, снимались отнюдь не летом, а отчего-то или поздней осенью или ранней весной. Вспомните хотя бы телевизионную сценку Миронова, где он как режиссёр кричит помощникам: "Отгоняйте лёд от берега, а вы, массовка, играйте в преферанс".
Классический пример таких съемок - это знаменитый заплыв раненного Чапаева через реку. Как и положено, снимали осенью, к тому же не одним дублем. В итоге прекрасный актёр Борис Бабочкин застудил себе почки и до конца дней чувствовал себя не слишком здоровым.
В дебютном фильме Андрея Кончаловского "Первый учитель" молодому киргизскому актёру Болоту Бейшеналиеву пришлось несколько раз входить босыми ступнями в ледяную воду. После нескольких попыток кадр удовлетворил режиссёра, а вот у несчастного парня всю жизнь болели ноги.
Но самым решительным творцом, требующим невероятно рискованного отношения к съёмкам, был, конечно же, знаменитый Михаил Калатозов. В своём несомненном шедевре "Летят журавли" он столько раз заставлял ответственного Баталова падать спиной в холодную лужу, что тот вскоре оказался на больничной койке.
Но самые большие трудности знаменитые артисты испытывали на съёмках следующей драмы "Неотправленное письмо". Работа предполагалась в настоящей тайге, где жара сочеталась с полчищами комаров, а зима - диким холодом с буйными ветрами. Но Калатозов, а особенно выдающийся оператор Урусевский, решили снять горящий лес, чтобы зрителю было совершенно не скучно.
Сделать это можно было только один раз, так как пожарище предстоял быть весьма обстоятельным. В итоге несчастные артисты "подныривали" под реально упавшие горящие деревья, пробираясь сквозь бушующее пламя. Знаменитая Татьяна Самойлова так обожгла кисти обеих рук, что впоследствии ей пришлось даже играть в перчатках.
Но квинтэссенцией этого торжества правды на экране явился спуск Иннокентия Смоктуновского на небольшом плоту по замерзающей речке. Итогом этого "путешествия" явилось "обморожение мозга 2-й степени", что в дальнейшей жизни не могло не отозваться постоянными головными болями и общим недомоганием великого актёра.
Правда, и сегодня, к примеру, прелестная Кристина Асмус снимаясь в телепроекте "Без страховки" неудачно приземлилась и "выбила" коленную чашечку. Узнав результаты МРТ, артистка решилась на операцию и серьезное лечение. Но такие травмы бесследно не проходят, так что такие "вещи" могут "аукнуться" с десяток лет спустя.
Понять, стоит ли артистам идти ради съемок в фильме на риск, всегда обсуждался в прессе. В большинстве случаев это не оправдано, а серьёзные травмы происходят или из-за желания режиссера сделать из своего проекта нечто особенное, или когда сам актёр отказывается от дублеров, желая показать как он хорош на экране, выполнив совсем не обязательный трюк.