Автомобиль для такси. Аренда или личный!? Что выгодней, считаем и разбираемся вместе! Часть 1 .
Арендованный автомобиль или всё же свой!? Попытаемся в этом разобраться вместе!
В такси может оказаться каждый…
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! В предыдущей статье я посчитал реальный доход за один день таксиста. Не смотря на то, что я работаю на личном автомобиле, для упрощения расчётов, я использовал стоимость аренды аналогичного авто. Вот тогда я и пообещал, что обязательно напишу свои доводы и расчёты, что же всё таки лучше, а что выгодней, это не всегда одно и то же…
В первую очередь, статья может быть полезна для начинающих водителей, но на самом деле, считаю, что она может оказаться полезной для большинства водителей, работающих на личном авто. Ну, а уважаемые пассажиры, надеюсь, могут почерпнуть для себя что-нибудь полезное из специфики нашей работы. Все свои выводы и расчёты буду максимально подтверждать личными расчётами. Статья получилась чуть громоздкой, поэтому в двух частях, уж извините…
Для того, чтобы статья получилась полной, максимально правдивой и информативной требуется рассмотреть и сравнить достаточно много факторов. Как всегда окончательный выбор за вами и, принимая конкретное решение, нужно ориентироваться на то, что важно и необходимо лично вам, но экономический расчёт должен преобладать в любом случае, если речь идёт об аренде для работы, а не для отдыха или развлечений.
Итак, я начинаю с основных простых и понятных моментах, но при этом концентрирую внимание на экономических факторах, как преобладающих.
Есть одна категория таксистов, которым бы я сразу и безоговорочно посоветовал вариант аренды – это те, кто только планирует работать в такси или думает, что уже решили окончательно, но, если нет опыта работы в такси, даже, если есть опыт работы с людьми в сфере обслуживания, то это всё равно новички. Поэтому сразу и начну с подробного описания процедуры выбора парка для аренды авто. Тем, кто не читал мои более ранние публикации, сообщу, что сам в аренду я брал автомобиль два раза и три раза сдавал в аренду собственный автомобиль, поэтому ситуацию знаю и с той стороны и с другой. Так вот, для того, чтобы тратить своё время, а любой таксист должен, как никто другой понимать, что для таксиста время – это деньги в прямом смысле этого слова. Да, в такси час не может приносить огромный доход, но это ведь наш выбор и тут, уж кто на что учился… Поэтому, что бы тратить своё время даже на изучение предложение по аренде в интернете, первое, что нужно сделать определиться с двумя моментами:
- класс, в котором вы планируете работать, проще говоря тариф (напомню, «Эконом», «Комфорт», «Комфорт+», «Минивэн»). Сразу внесу ясность, что начинать я бы рекомендовал с тарифа «Эконом». Меньше первоначальные вложения и затраты, большее количество заказов, следовательно, за одно и тоже время можно быстрей понять специфику работы, меньшие финансовые потери, если что-то пойдёт не так, даже худший вариант с ДТП, восстанавливать дешевле. Тариф «Минивэн» очень специфический, я лично с ним ошибся, мне очень не понравился, а мои арендаторы работали только на нём, но сейчас не об этом. Интенсивность труда на этих тарифах разная, а доход примерно одинаков, кто бы мне что не говорил, проверял лично в Москве, про область или регионы тем более нет смысла говорить.
- даже на начальном этапе необходимо, по-возможности, реально оценить сколько времени вы планируете работать. Особенно это важно для тех, кто стоит перед выбором «своя или арендованная». Просто в некоторых случаях, если вы чуть-чуть реально оцените свои возможности, можно будет принять единственно правильное решение, не тратить деньги и время, а просто пойти «на завод».
После этих двух действий можно начать искать машину для аренды. Тут есть два варианта (третий – аренда с выкупом пока не рассматриваем) или «парк», т.е. юридическое лицо и хоть какая-то гарантия или «частник». Какой вариант выбирать – решать вам, но основные плюсы кратко перечислю:
- парк, как правило всё по закону, а он меняется, особенно в реальных условиях, постоянно и штрафные санкции, и проблемы можно получить на ровном месте. Большой выбор машин, следовательно, меньше потраченного времени. В серьёзных парках есть хоть какое-то обучение и гарантия юридической безопасности.
- частник, на кого нарвёшься, времени на поиск при этом потратишь уйму, если это не знакомый человек, чаще всего будут проблемы с легальностью, что-то будет оформлено не так или чего-то будет не хватать, того же ОСАГО на такси или диагностической карты. Юридической безопасности практически никакой, в любой момент собственник может изменить условия
При этом, если вы хоть чуть-чуть юридически грамотный человек, то «частника» можно рассматривать как реальный вариант. Во всех случаях внимательно читать договор и смотреть, что подписываешь.
Начинаем искать авто, тут надо сразу обратить внимание, что чудес не бывает, стоимость аренды и условия у всех примерно одинаковые. Я лично считаю, что это как оператор связи, предложения вроде разные, а начнёшь считать, примерно одинаковые. На этом временно прервусь, а то получается подробное пособие для новичка, а это будет совершенно другая статья…
Возвращаюсь к теме статьи, что выгодней и начинаю считать. Многие искренне уверены, без всяких экономических расчётов и обоснований, что своя машина лучше, а вот и не факт. Такси, как бы это банально не звучало, но это бизнес. Поэтому, главное правильно посчитать, хотя бы то, что можно посчитать.
На сегодняшний момент я владею Лада Веста, 2021г.в., стоимость по приобретению 1100000, там нормальная комплектация, потому что я уже знал, что мне нужно для работы в такси и поэтому сознательно покупал такую комплектацию. Так вот стоимость её владения, проще говоря, амортизацию я рассчитал 12 руб./км. Каким образом я рассчитывал амортизацию и что учитывал:
- стоимость приобретения с учетом кредита – составила 7 руб./км;
- содержание авто (ТО, ремонт, шины, расходники, ОСАГО и всё остальное, включая штрафы, но без топлива) – 3 руб./км;
- страховка, в прямом и переносном смысле, ведь попасть в ДТП или получить механическое повреждение кузова для такси это не редкость, а как восстанавливать!? Предложенный вариант КАСКО от 70000 руб. в неизвестной страховой с франшизой 30000 руб. и до 150000 руб. от известной страховой со страховкой прямо из салона. Отказался от обоих вариантов и оценил 2 руб./км.
Изначально, так всё и считал, закрывая смены, исходя из пробега, эту стоимость раскидывал по разным картам. Всё было здорово, до февраля, когда, закупившись запчастями для очередного ТО и понимая, что в марте нужно оформлять ОСАГО на такси, учитывая последние изменения и подорожание оного, я понял, что на страховку денег не хватает, а при правильном расчёте, деньги на содержание авто должны оставаться и сумма увеличиваться, а не уменьшаться, ведь машина стареет, значит рано или поздно понадобится и ремонт, и дорогое ТО. Поэтому с первого февраля схема расчёта у меня изменилась, стало 6+4+2 руб./км, потому что стоимость приобретения будет уменьшена на стоимость ожидаемой продажи авто через три года эксплуатации, а цены на автомобили, к тому времени уже подросли. И вот наступил март, известные события и их последствия я точно воспроизводить здесь не буду, они известны всем… Как сейчас оценить стоимость содержания авто, а увеличится она это точно и увеличится значительно. Казалось бы, увеличится и стоимость продажи авто, ведь цены на новые авто уже взлетели, вроде бы всё просто, страховку трогать нельзя, содержание нужно увеличивать, чего проще, уменьшить стоимость приобретения, ведь может случиться так, что продашь б\у дороже, чем заплатил за новую, так было всегда при сильной инфляции, но… Тогда нужно вежливо попросить банк, что кредит я ему верну через два года, но при этом, чтобы он не начислял штрафных санкций. Я думаю, вы понимаете, сделать это невозможно!
А вот и основной вывод, что в условиях современной реальности не имеет смысл покупки нового автомобиля для такси, а тем более с учётом того, что мы все покупаем их в кредит! Потому что содержать, а тем более обслуживать кредит в современных условиях в течение минимум трёх лет, просто не возможно!
Вот поэтому я возвращаюсь к вопросу поиска авто для аренды. Кстати, тем, кто уже сейчас имеет кредит и не может содержать авто для такси продолжение статьи и мои расчёты должны быть интересны. Главное, чтобы стоимость продажи авто покрыла сумму задолженности перед банком.
Спасибо, что дочитали до конца! Всем безопасных дорог, адекватных водителей и воспитанных пассажиров! Продолжение следует…